Комиссар, на выезд!

Его главное оружие - фотокамера и чертежный лист, а главная цель - защитить интересы страховщика

Петербург стал первым городом России, на дорогах которого появились аварийные комиссары. Сейчас они обслуживают 90 процентов ДТП (в Москве приезжают только на каждое 8-е происшествие). Появились комиссары по инициативе страховых компаний, однако в ЗакСе уже рассматривают закон о создании Службы аварийных комиссаров , специалисты которой будут с согласия участников инцидента консультировать в оформлении документов об аварии, обеспечивать организацию технической помощи и т.п. И все это - без участия сотрудников ГИБДД.

Дорожные истерики и "охота" на кабана

Евгений Моисеев еще полтора года назад вообще не знал о существовании профессии "аварийный комиссар". Зато со средствами передвижения он на "ты". Начал с трехколесного велосипеда, а закончил... вертолетом. Долго летал в воздушных войсках России, пока не демобилизовался по состоянию здоровья. Водительский стаж с 1993 года. Ездил и на "копейке", и на "Форде", и на микроавтобусе. После армии много чего перепробовал, но теперь он один из лучших аварийных комиссаров Ассистанской компании "ЛАТ".

- Здесь большинство комиссаров сами бывшие военные или сотрудники милиции, некая общность образа мыслей "людей в форме" чувствуется. Общаться легче, - признается Евгений. - Кроме того, мне действительно нравится оказывать помощь людям в трудной ситуации.

Дорожная авария - не просто трудная, а шоковая ситуация для водителя. Евгений выезжает на дорожные вызовы любой сложности, начиная от царапин и заканчивая случаями, когда машина не подлежит восстановлению или когда водитель сбивает пешехода.

- Одинаковых ДТП не бывает, как и людей. Помню один случай, когда солидный мужчина средних лет не смог даже внятно что-либо рассказать и заполнить документы - у него тряслись руки, - рассказывает Евгений. - Хотя на его старенькой отечественной машине из повреждений - всего одна царапина на крыле. Во дворе из-за гололеда не смог разъехаться с соседней машиной. А в другой раз вытаскивали девушку с маленьким ребенком из искореженной машины, буквально вырезали их оттуда спасательными ножницами. Машина - в хлам. А девушка вела себя так, будто ничего не случилось. Все бумаги заполнила сама, действовала четко, улыбалась.

Иногда наши водители становятся настоящими охотниками. Евгению, например, приходилось выезжать на вызов мужчины, застрахованного по КАСКО, который сбил на Московском шоссе... кабана. Дело было осенью, перед урожаем, и, видимо, кабанчик перебегал дорогу, чтобы попасть на капустное поле. Он был до такой степени упитан, что "разнес" машине бампер и помял крыло. В итоге пошел на обеденный стол "удачливого охотника". Как натуральная компенсация за ущерб, нанесенный машине.

"Разборки" проще

Чтобы поближе познакомиться с особенностями работы аварийных комиссаров, корреспонденты "НП" отправились с Евгением на настоящий вызов. Он поступил из Московского района. Там на площади Победы столкнулись "Хендай" и "Рено".

- Оба водителя - клиенты страховых компаний, с которыми мы сотрудничаем. Это так называемый двойной вызов, - комментирует случай Евгений, пока мы едем до места ДТП в его служебной "Оке". - Поясню: мы выезжаем на любое ДТП, произошедшее с клиентами страховой компании, с которой наша служба заключила договор. Ведь основная задача аварийного комиссара - убедиться, что повреждения на автомобиле получены в данном ДТП, в этом месте и в это время. Все это сфотографировать, чтобы страховая компания знала, за что ей придется платить, и оказать водителю помощь в оформлении документов и в разъяснении его дальнейших действий: какие справки и документы еще нужно собрать, где их получить и т.д.

Когда мы приехали на место ДТП, Евгению потребовалось только 15 минут, чтобы получить объяснения от водителей и заполнить документы. Выяснилось, что водитель "Хендай", выезжая с улицы Галстяна, нарушил правила дорожного движения , как и многие водители, которые вынуждены выезжать на площадь Победы с этой улицы. Дело в том, что светофора там нет, висит только знак "Уступи дорогу". А поскольку поток автомобилей на площади очень плотный, то машинам с улицы Галстяна дождаться своей очереди почти невозможно. В общем, водителю "Хендай" надоело ждать, и он рванул с места, а водитель проезжавшего мимо "Рено" не успел затормозить.

- В данной ситуации водители спокойно оценили обстановку и сразу определились, кто виноват, - говорит Евгений. - Виновник "Хендай", застрахованный по КАСКО, в любом случае обратится в страховую компанию, и та ему возместит ущерб. А водителю "Рено" возместят ущерб по автогражданской ответственности (ОСАГО) .

Евгений заполнил типовой рапорт, а также извещение о ДТП. В рапорте есть специальный чертежный лист, в котором комиссар нарисовал схему ДТП - ширину проезжей части, место столкновения, точку удара и т.п. Пока он набросал схему ДТП на черновике, но после возвращения на базу прорисует ее детально, при помощи линеечки и цветных ручек! Потом аварийный комиссар отснял повреждения, эти снимки будут приложены к страховому делу. В конце рапорта Евгений написал предварительное заключение о причине ДТП. Конечно, комиссар - это не дознаватель ГИБДД, а значит, у него нет полномочий решать, кто из водителей прав, а кто виноват. Однако в случае, если решение следователя одного из водителей не удовлетворит, последний может обратиться в суд и требовать дополнительной независимой экспертизы. Там будут учтены документы, составленные аварийным комиссаром.

- Я уже 13 лет на дороге, и могу сказать, что чем больше свидетелей, выезжающих к месту ДТП, тем легче разобраться, - считает 34-летний Виктор, водитель пострадавшего "Рено. - В этот раз человек сразу признал свою вину, но в большинстве случаев возникает конфликт. А с аварийными комиссарами разборки происходят проще".

Фото Яны Романовой:

- Аварийный комиссар составляет схему ДТП и обязательно фотографирует все повреждения. Главная его задача заключается в том, чтобы установить, что полученные повреждения автомобиль получил именно в этом ДТП, а не где-либо и когда-либо еще

За первые 2 месяца 2006 года в Петербурге произошло 1204 ДТП. Почти половина из них обслуживались аварийными комиссарами. Сейчас в Петербурге работают около 150 аварийных комиссаров. Каждый день они выезжают на 300 - 400 ДТП "с железом", то есть на аварии без пострадавших или с легкими травмами. А 3 - 4 ДТП ежедневно уносят жизни пешеходов или водителей, либо серьезно калечат их

Юлия Ли

Палатка в защиту зелени  »
Юридические статьи »
Читайте также