Осудят ли правду о гибели "Комсомольца"?

В канун Дня подводника - его Россия отмечает 19 марта - в кают-компании Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников открылась выставка, посвященная 16-й годовщине гибели АПЛ "Комсомолец". В залах кают-компании представлены произведения студентов Художественно-промышленной академии имени Мухиной. Работа выставки продлится как минимум до 7 апреля.

В этот день 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий затонула АПЛ "Комсомолец" (К-278). Судьба субмарины волнует не только молодых художников...

На 80-е годы прошлого века пришлась целая серия аварий на подводных лодках, повлекших за собой гибель людей и огромные финансовые потери. Но, кроме этого, эти катастрофы несли с собой потерю уверенности в технике, уверенности в возможностях нашего подводного флота, служившего столько лет мощным щитом страны.

О катастрофах атомных подводных лодок К-429 в 1983 г., К-219 в 1986 г. и К-278 в 1989 г. рассказывает книга Евгения Чернова "Тайны подводных катастроф", изданная в Петербурге. В этот перечень попала бы и авария на атомной подводной лодке К-141 "Курск", но большая часть книги была написана еще до гибели субмарины.

Эта книга - одна из первых попыток честно и нелицеприятно, преодолев барьер корпоративного замалчивания истины, ознакомить флот и общество с не изжитыми и по сей день предпосылками и причинами аварий и катастроф советских и российских подводных лодок.

Из 33 лет, отданных подводному флоту, Евгений Дмитриевич Чернов более четверти века прослужил на 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок Северного флота. Был командиром лодки, начальником штаба и командиром дивизии, а в течение последних десяти лет первым заместителем командующего и командующим флотилией. На кораблях и в соединениях, которыми он командовал, не случалось катастроф и тяжелых аварий. Заслуги Е. Д. Чернова перед Родиной и флотом отмечены многими орденами, в том числе орденом Октябрьской Революции, дважды орденом Ленина, Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Петра Великого.

В своей книге Е. Д. Чернов опирается на уникальный опыт 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота по поддержанию боеготовности экипажей и кораблей при интенсивной их эксплуатации в ходе холодной войны. Именно этот опыт позволил тщательно и всесторонне проанализировать предпосылки, обстоятельства и причины катастроф и тяжелых аварий, трагическая чере-да которых началась в 1980-е годы.

Основная цель книги, как пишет сам автор: "...остановить продолжающуюся череду аварий и катастроф кораблей, увечий и гибели подводников". Преследуя эту цель, Е. Д. Чернов выдвинул и доказал важный, по его мнению, тезис: "...самый опасный случай, когда безграмотность и безответственность, обостренные волюнтаризмом и уверенностью в безнаказанности любых своих решений и действий, становятся нормой служебной деятельности флагманов флота. Кто решается остановить неправедные, опасные для плавсостава действия таких флагманов, тем более что свои, порой преступные, действия они маскируют "обстоятельствами высшего порядка", которые якобы видны только им? Как правило, никто..."

И, кажется, того, кто посмел сказать правду, постараются укоротить. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда приняла к производству дело по иску О. А. Ерофеева, адмирала в отставке, о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда, предъявленного как ответчику вице-адмиралу в отставке Е. Д. Чернову.

Дело в том, что в книге Ерофеев упоминается в связи с двумя катастрофами. В июне 1983 г., при аварии АПЛ К-429, контр-адмирал Ерофеев был начальником штаба 2-й флотилии Тихоокеанского флота, в состав которой входила эта подводная лодка. При назначении к выходу в море совершенно не готовой для этого лодки (и по техническому состоянию, и по составу экипажа) он исполнял обязанности командующего флотилией. В момент катастрофы, находясь в море, он непосредственно руководил группой из трех кораблей флотилии: двумя подлодками и торпедоловом. Корабль с ядерным оружием на борту затонул на глубине, к счастью, лишь 40 метров. Погибли 16 подводников. Остальным удалось оставить корабль и выйти на поверхность. В ходе следствия и суда по факту гибели лодки и части экипажа были обвинены и осуждены "стрелочники" - командир лодки и механик, а подпираемый высокой протекцией О. А. Ерофеев от реальной ответственности ушел и, более того, вскоре был повышен в звании и должности.

В апреле 1989 г., при катастрофе АПЛ К-278 "Комсомолец", вице-адмирал О. А. Ерофеев командовал флотилией подводных лодок Северного флота, в состав которой входил этот уникальный корабль. Именно он принимал решение о его готовности к походу на боевое патрулирование с экипажем, который впервые шел на выполнение такой задачи. После гибели лодки и 42 членов ее экипажа Ерофеев снова вышел сухим из воды, хотя расследование установило: в море был направлен не имеющий права на выход на задание экипаж.

Флотоводческая деятельность г-на Ерофеева завершилась в 1998 году после уголовного дела по признакам совершенного им преступления, предусмотренного ст. 285 ч. 1 УК РФ - злоупотребление служебными полномочиями в связи с нанесением ущерба Северному флоту в сумме более 69 млн рублей. Признав обвинение, Ерофеев полностью возместил ущерб из личных средств, и дело было прекращено по амнистии. Два месяца спустя командующий Северным флотом адмирал Ерофеев был предупрежден Главкомом ВМФ о неполном служебном соответствии и в январе 1999 года уволен в запас до истечения срока заключенного с ним контракта. Ныне бывший флотоводец - начальник управления департамента муниципального и государственного имущества Москвы.

Недавно группа из 57 ветеранов-подводников, высших офицеров флота из Петербурга и других городов России обратилась к председателю президиума Верховного суда Российской Федерации с письмом о грубых нарушениях норм судопроизводства по делу 3-2/2003, заведенному в связи с иском Ерофеева к автору книги "Тайны подводных катастроф".

Среди нарушений названы: несвоевременное уведомление петербургских ответчиков о первом судебном заседании, неправомерный допуск к участию в процессе фиктивного ответчика, несоблюдение предусмотренного ГПК порядка проведения предварительного заседания суда и целый ряд других. Гражданское дело о защите чести и достоинства принято к производству не в районном народном суде, а сразу в городском, тогда как любое гражданское дело должно начинаться в районном суде. Еще до начала процесса он был объявлен закрытым.

Слушание дела начато в Москве, а не в Петербурге, как это полагалось бы в соответствии со ст. 28 ГПК РФ. Первое (предварительное) заседание суда состоялось при отсутствии реальных ответчиков.

Суд игнорирует реальные, документально подтвержденные обстоятельства - состояние здоровья Е. Д. Чернова, не позволяющее ему приезжать в Москву для участия в процессе.

"Мы следим за тем, - сказано в обращении, - что происходит в суде, и обеспокоены странными обстоятельствами, с самого начала сопровождающими это незаурядное, знаковое для всех нас дело. Возникла вероятность упрощенного, одностороннего его рассмотрения и, следовательно, необъективного судебного решения".

Офицеры-подводники, подписавшие обращение, считают, что г-н Ерофеев и ряд поддерживающих его лиц, в прошлом занимавших высокие и высшие командные должности, имеют намерение дискредитировать книгу "Тайны подводных катастроф", поскольку наметившаяся в ней концепция командно-штабных предпосылок аварий и катастроф может привести к дополнительному расследованию причин и обстоятельств гибели нескольких атомных подводных лодок, а значит, и к выявлению вины руководящих лиц, создавших своими действиями или бездействием предпосылки для чрезвычайных происшествий.

Е. Д. Чернов, по его словам, не уклоняется от суда. Он готов доказать достоверность приведенных в книге фактов и объективность своих критических высказываний. Но суд должен быть в Санкт-Петербурге.

С. ПАВЛОВ

Деловую репутацию обобщили Суд разрешил критиковать чиновников  »
Юридические статьи »
Читайте также