"Мы платим за услуги, которых не получаем!" считает председатель Общества потребителей России Анатолий Голов

Одна из самых острых и болезненных проблем сегодня - это жилищно-коммунальная система. Чиновники постоянно упрекают население в том, что оно, дескать, находится у них на содержании. Люди же справедливо говорят о том, что если сопоставить количество и качество оказываемых им услуг, то получится, что мы даже платим лишнее. Особенно много споров вокруг ТСЖ - товариществ собственников жилья, решение о создании которых нужно принять до конца года.

Между тем, одни считают ТСЖ едва ли не панацеей. Другие столь же убежденно говорят о том, что вступать туда нельзя ни в коем случае.

Кто прав в такой ситуации? И главное - как изменить ее к удовлетворению обоих сторон? Об этом - наш разговор с председателем Общества потребителей России Анатолием Головым.

- Я считаю, что новый Жилищный кодекс существенно облегчил жизнь людям, но лишил их защиты в вопросах ТСЖ. Сегодня получается, что Закон есть, а детально прописанного механизма его исполнения нет. И чтобы он заработал на полную мощь, необходимо принять несколько подзаконных актов, для внедрения которых нужен, по крайней мере, год.

Товарищество собственников жилья - не самая плохая форма организации, но только в новых домах. Когда человек вступает в ТСЖ, то он перестает быть потребителем услуг. В этом случае все вопросы решает кооператив, и дальше все регулируется Уставом каждого конкретного ТСЖ. Уже есть прецеденты, когда люди обращались в суд, а тот отказывался принимать заявление, так как истец являлся членом ТСЖ. Поэтому я и считаю, что необходимо включить в Жилищный Кодекс и часть закона "О защите прав потребителей" .

- Но ведь сегодня жильцов загоняют в ТСЖ едва ли не силой?

- Принять в ТСЖ против воли никого нельзя! Тот, кто выступил "за", действительно становится членом ТСЖ со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вот тот, кто не проголосовал за такое решение, не является его членом, это для него - сторонняя организация. Такие люди вступают в договорные отношения с ЖЭКом, и ТСЖ обязан заключить с ними письменный договор.

- Значит, вопрос по ТСЖ нужно решать применительно к каждому конкретному дому?

- Вот именно. Для нового дома - это, безусловно, очень выгодная форма. Для старого или маленького - скорее, плохо. В этом случае, прежде всего, я бы посоветовал нескольким таким домам объединиться. Затем составить дефектную ведомость. Это позволит выяснить, каково реальное состояние того дома, за обслуживание которого вы столько лет исправно платили.

Если в небольшом старом доме живут практически одни пенсионеры, то я бы посоветовал им обратиться к властям с тем, чтобы они назначили управляющую компанию. Ну а если речь идет о новом комфортном жилье, социальный статус жильцов которого достаточно высок, то они смело могут выбирать ТСЖ. Более того, если в таком доме живут самые разные люди, то богатые могут заплатить за бедных. И не считайте, что это невозможно. Такие случаи уже есть.

- Предположим, меня сагитировали вступить в ТСЖ. Но на практике я убедилась, что никаких изменений к лучшему не происходит, и решила выйти из него. Могу ли я это сделать, или для этого нужно согласие всего товарищества?

- Члены ТСЖ должны владеть более половиной собственности в доме. Однако выкупить ее они не могут. Это общая долевая собственность, примерно такая же, как общая кухня. Поэтому выйти из ТСЖ можно в любой момент, достаточно написать заявление. Напомню, что товарищество собственников жилья - это добровольное объединение граждан.

- Вступление в ТСЖ наверняка повлечет за собой увеличение платы за все услуги?

- Совсем не обязательно. Новые собственники должны сами принять решение об оплате. И она может быть пересмотрена даже в сторону ее уменьшения.

Выбирая ТСЖ, люди должны сами устанавливать тарифы. Опыт показывает, что, как правило, большинство граждан выбирают тарифы примерно такие же, как в ЖКХ. Но если дом новый, то отчего бы тарифам не быть меньше? А вот если жильцы хотят получить какие-либо дополнительные услуги, например, охрану или видеонаблюдение, в этом случае им, конечно, придется доплачивать.

- Но сегодня нередко бывает так, что мы платим за те услуги, которые не получаем. Достаточно вспомнить неработающие лифты или холодные квартиры. И этот список можно продолжать еще долго.

- Увы, это так. К примеру, мы, жильцы, исправно платим за очистку мусоропровода. Но часто ли мы видим, как его моют и дезинфицируют? А ведь это должны делать регулярно. Или другой пример, характерный не только для нынешней экстремальной погоды, но и вообще для каждой зимы. Я говорю об отсутствии тепла и света в квартирах. На самом деле существует еще распоряжение Анатолия Собчака, согласно которому мы имеем права не платить за те услуги, которые не получали . Более того, нам должны возмещать ущерб! Скажем, за то, что вместо электричества мы вынуждены были покупать газ. Наш Союз потребителей уже целый год бьется за то, чтобы мы имели такое право не только на бумаге.

Новый Жилищный кодекс продвинул нас вперед. Но очень не хватает целого ряда подзаконных актов. Обязательно нужны договора, где будет четко прописано, что должен получить человек за те деньги, которые он платит. Сейчас потребитель беззащитен, хотя, по сути, платит гораздо больше пресловутых 100%.

Вот почему я не устаю повторять: не бойтесь задавать вопросы. Внимательно составляйте все договора, оформляйте все только в письменном виде и обязательно сохраняйте документы. Это существенно упростит решение любой проблемы.

- Анатолий Григорьевич, как председатель Общества потребителей России вы хорошо знаете, каковы самые распространенные жалобы граждан. Есть ли различие между двумя столицами и характером обращений их жителей к вам?

- Есть, и довольно существенное. В Москве все организовано значительно лучше. Юрий Лужков - умный, дальновидный политик и хороший хозяйственник. Он "гоняет" всех жилищников, которые привыкли слушать его и побаиваются мэра. Поскольку всегда эти конторы были в подчинении города, и только сейчас становятся частными.

У нас в Петербурге все только начинается. Валентина Матвиенко, переняв московский опыт, тоже стала делать объезды. И когда пару раз устроила им разнос, жилищники сразу стали шевелиться.

Что касается характера обращений, то в Москве чаще жалуются на качество дорогих товаров и жилья, особенно комфортного. А в Петербурге самое большое число жалоб приходится на ЖКХ.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ , собственники помещений в многоквартирных домах обязаны выбрать один из способов управления домами:

1. Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

2. Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом.

3. Управление управляющей организацией.

Вышеуказанные обязанности не возникают у собственников помещений в тех многоквартирных домах, которые уже находятся в управлении уполномоченных собственниками помещений организациями, в том числе ЖСК, ЖК, ТСЖ.

Согласно ст. 44 ЖК , выбор способа управления осуществляется общим собранием собственников как жилых, так и нежилых помещений.

Если решение не принято, то в соответствии со ст. 18 федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации для этого дома.

Такие разъяснения дали нам в Управлении по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета администрации Петербурга. Туда же можно обратиться и лично. Адрес Комитета: пл. Островского, д. 11, кабинет 3, вторник - с 9-11 часов, четверг - с 16-18 час.

А.Гордеев возглавит правительственную комиссию по разработке нормативных правовых актов для регулирования земельных отношений.  »
Юридические статьи »
Читайте также