На остановках ждут перемен С 1 апреля в Петербурге официально стартовала транспортная реформа

«Комитет по транспорту страшнее птичьего гриппа!», «Нет монополии на рынке пассажирских перевозок!», «Долой коррупцию!» — с такими лозунгами проходил несанкционированный митинг перевозчиков возле здания Законодательного собрания Петербурга против стартующей транспортной реформы. Акция протеста проводилась в преддверии депутатских слушаний комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания. На повестке дня — скандальный вопрос о поправках к городскому закону «О наземном маршрутном пассажирском транспорте» , которые предусматривают штрафы для перевозчиков, не прошедших городской конкурс, но продолжающих работать на маршрутах без договоров с победителями...

Напомним: конфликт перевозчиков с городской администрацией начался после проведения конкурса по распределению городских маршрутов, в котором победили шесть компаний: ОАО «Третий парк», ООО «Вест-сервис», ООО «Петербургская транспортная компания», а также ЗАО «Барс», ООО «Питер-Авто», «Такси-2». Всего в отборе участвовали 24 компании. Остальные 18 компаний, проигравших в финале, итогов конкурса не признали, заявив, что его условия были несправедливыми.

Это не первый опыт комитета по транспорту в части проведения конкурсов и самой реформы. В последний раз реформу затевали ровно год назад — весной 2005-го . Однако тогда планы Смольного сорвались: результаты конкурса отменил арбитражный суд . Как выяснилось, комитет по транспорту провел конкурс с нарушениями, создав преимущественные условия для крупных игроков рынка. Еще раньше, в декабре 2004 года, также был объявлен открытый конкурс среди перевозчиков (повторный, первый был объявлен в сентябре 2004 года и затем признан несостоявшимся). Но и новый конкурс тоже не очень-то удался, потому что победить смог только старый монополист — ГУП «Пассажиравтотранс».

Однако идея осталась.

В самом конце прошлого года Смольный провел новый конкурс среди транспортных компаний на право обслуживать городские автобусные маршруты. Для того чтобы получить право возить пассажиров, необходимо было иметь 10 автобусов большой вместимости. Стоимость каждого из них составляет от 75 до 150 тысяч долларов. Понятно, что победа в таком конкурсе была гарантирована только крупным компаниям. Так и получилось: опять победили «Пассажиравтотранс» и шесть крупных компаний, которые сумели «вытянуть» обновленные условия конкурса. Приносящие наибольшую прибыль коммерческие маршруты были переданы победившим перевозчикам, то есть между шестью компаниями оказалась поделена и львиная часть рынка коммерческих перевозок. После раздела рынка победителям и ГУП перешло право разделить также и бюджетные дотации, предусмотренные для социальных маршрутов в сумме миллиард рублей.

Несмотря на то что формально реформу объявили уже начавшейся, она по-прежнему остается под угрозой срыва. Сейчас в судах рассматриваются несколько исков от перевозчиков, которые заявляют, что их интересы в результате конкурса были ущемлены. А горпрокуратура направила представление курирующему «транспортный блок» вице-губернатору Олегу Виролайнену в связи с нарушениями организации транспортного обслуживания населения в городе.

Накануне официального старта реформы профильная комиссия Законодательного собрания провела депутатские слушания «Проблемы пассажирских маршрутных перевозок в Петербурге». Депутат Михаил Амосов заявил о том, что не исключает «возможности очередного развала конкурса». Если так произойдет, то это будет уже второй по счету провал транспортной реформы.

— Как я понимаю, конкурс был проведен далеко небезупречно. И вероятность того, что он снова будет отменен, есть. На последних депутатских слушаниях, посвященных этой проблеме, Александр Дацюк заявил, что малому бизнесу нет места в сфере городских перевозок. Но такая позиция прямо противоречит тому, что говорила губернатор в своем послании , — заявил Амосов.

Тем не менее вчера в городском комитете по транспорту состоялась пресс-конференция, посвященная официальному старту транспортной реформы.

Журналистам сообщили, что компании — победительницы конкурса начали обслуживание заявленных социальных маршрутов. А машины государственного предприятия «Пассажиравтотранс», ранее обслуживавшие эти линии, направлены на усиление самых напряженных маршрутов. Всего же парк социальных автобусов увеличился на треть.

Город получил 686 новых автобусов на социальных линиях. Именно столько машин выставили частные перевозчики на конкурс для обслуживания 221 социального маршрута. Объем инвестиций в транспортную инфраструктуру города от компаний-перевозчиков составил около двух миллиардов рублей — в такую сумму оценивается стоимость новой техники.

По условиям конкурса, социальная автобусная сеть была распределена поровну между ГУП «Пассажиравтотранс» и частными перевозчиками. Таким образом, частные предприятия будут покрывать свои затраты из трех источников: субсидии от города за работу на социальных линиях, доходы от коммерческих и социальных маршрутов.

Государственное унитарное предприятие «Пассажиравтотранс» обеспечивает выполнение половины работы на социальной транспортной сети. За ним оставлены самые пассажиронапряженные магистральные маршруты. Кроме того, за счет высвобождения части машин удалось усилить маршруты по всему городу.

Кроме того, на пресс-конференции вновь зашла речь о внедрении интеллектуальной системы управления транспортом. Также предполагается, что кондукторов, которых накладно содержать предприятиям (средняя зарплата 10 тысяч на человека, два человека на автобус) заменят компьютером. Он передает сигналы на спутник о своем местонахождении, включает светофоры, если автобус отстает от графика, считает пассажиров. (Можно себе представить, насколько приобретение и обслуживание подобной техники дороже, чем оплата бабушек-кондукторов.) Также этот компьютер будет обеспечивать систему электронных платежей, что как раз позволит обходиться без кондукторов. На данный момент система электронного учета тестируется на льготниках.

Кроме того, в середине апреля Законодательное собрание должно принять поправки в закон «О наземном пассажирском маршрутном транспорте», предусматривающие введение существенных штрафов (до 100 тысяч рублей) для компаний, проигравших конкурс и работающих без договоров. Их надо будет заключать либо с администрацией города, либо с победившими перевозчиками. По утверждению оппозиционеров, такая постановка вопроса нарушает не только федеральный закон «О конкуренции», но и нормы, которые чиновники из комитета по транспорту сами же прописали в конкурсной документации.

Председатель комитета по транспорту г-н Дацюк объявил, что начинается реальное исполнение итогов конкурса, однако признал, что по отдельным маршрутам, на которых действуют победившие компании, уже сейчас происходят определенные сбои в движении.

С. Павлов

Юридические статьи »
Читайте также