Перерегистрация юридических лиц

Необходимо ли уже существующим фирмам проходить перерегистрацию в связи с принятием нового закона о регистрации юридических лиц? В каком порядке?

С 1 июля 2002 года полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц переданы Министерству РФ по налогам и сборам (МНС), что потребовало принятия целого пакета нормативных актов.

Новый Закон о регистрации предусматривает создание общероссийского единого государственного реестра (ЕГР) организаций, содержащего подробные сведения о юридическом лице, доступные любому желающему. Это может быть полезно при установлении деловых отношений с неизвестной вам ранее фирмой.

Для уточнения уже имеющихся в регистрирующих органах, а также сбора недостающих сведений (так как их перечень гораздо шире, чем раньше) на организации, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, законом возложена обязанность в течение 6 месяцев, то есть до 1 января 2003 года, представить в налоговые органы следующую информацию: данные о полном и сокращенном наименовании, организационно-правовой форме, местонахождении (теперь под ним понимается место постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени фирмы без доверенности), способе образования, учредителях, а также фамилия, имя, отчество, должность, данные документов, удостоверяющих личность, и (при наличии) ИНН лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации. Формы документов, содержащих эти сведения, подаваемые в налоговые органы, можно найти в Приложении №6 к Постановлению Правительства РФ от 19.06.02 №439.

Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02, не является перерегистрацией и не требует представления каких-то дополнительных документов. Основная цель такой процедуры – сбор сведений для ЕГР.

Другая достаточно важная цель – борьба с уже не работающими фирмами (однодневками). Естественно, организация, созданная для каких-то "разовых" потребностей, просто не будет подтверждать сведения о себе. По расчетам МНС, порядка половины существующих сегодня в Петербурге фирм попадут в эту категорию. Во многом именно на это рассчитаны и санкции за несообщение указанных выше сведений в установленный срок: ликвидация организации в судебном порядке по заявлению регистрирующего органа. Ликвидация фиктивных фирм упростит работу самих налоговых органов, осуществляющих не только регистрационные, но и фискальные функции.

На реализацию этой цели работает и другое важное правило – нотариальное удостоверение подписи заявителя (руководителя, представителя по доверенности или другого лица, подающего документы), а также указание им о себе подробных сведений. Эти правила должны предотвратить возможность регистрации организации на подставных лиц, а также способствовать привлечению заявителя к административной или уголовной ответственности за непредставление, несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений для внесения в ЕГР, что предусмотрено новым Законом о регистрации.

Сообщение указанных выше сведений не облагается пошлиной. Расходы придется нести лишь при нотариальном удостоверении подписи на заявлении (5% от МРОТ).

Стоит обратить внимание еще на один момент. Каждой записи о юридическом лице в ЕГР присваивается уникальный номер. Номер первой записи об организации в ЕГР является основным государственным регистрационным номером (ОГРН) организации и подлежит указанию во всех (!) документах юридического лица наряду с его наименованием. Этот номер должен указываться также и на всех последующих заявлениях в МНС. Естественно, организация, впервые сообщающая сведения о себе, еще его не имеет. Однако Закон о регистрации предусматривает одно важное правило: не позднее 5 дней после выдачи юридическому лицу лицензии лицензирующий орган обязан предоставить сведения о ней в МНС для внесения в реестр. Следовательно, в ЕГР будет находиться запись и автоматически будет присвоен ОГРН организации, которая в реестр пока не внесена. Представляется, что, обладая полномочием истребовать из Регистрационной палаты прежние регистрационные дела организаций, МНС будет вносить сведения в ЕГР на основании этих данных. Тем не менее такое правило не снимает с юридических лиц обязанности по сообщению указанных сведений, поскольку, как уже было сказано, их перечень достаточно широк.

В заключение следует сказать, что процедура сообщения сведений достаточно проста, особенно если учесть возможность отправки заявления почтой и 5-дневный срок рассмотрения документов. В противном случае риск если не ликвидации, то сложных разбирательств с судом и МНС достаточно высок. Более сложной для организации станет, пожалуй, обязанность в 3-дневный срок сообщать обо всех последующих изменениях этих сведений, предусмотренная законом.

Митингующие припомнили все реформы протестуя против отмены льгот  »
Юридические статьи »
Читайте также