Судебная практика рассмотрения в кассационном порядке споров, связанных с взиманием таможенных платежей

1. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей

Вопросы взимания таможенных платежей регулируются прежде всего Таможенным кодексом Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что до 1 января 2004 года действовал Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года (далее — ТК РФ 1993 г.), а после 1 января 2004 года — Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года (далее — ТК РФ) .

В соответствии со статьей 110 ТК РФ 1993 г. при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и в других случаях, установленных настоящим кодексом, уплачивались следующие таможенные платежи:

— таможенная пошлина;

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы;

— сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

— сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

— таможенные сборы за таможенное оформление;

— таможенные сборы за хранение товаров;

— таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

— плата за информирование и консультирование;

— плата за принятие предварительного решения;

— плата за участие в таможенных аукционах.

В статье 318 ТК РФ законодатель не дает подобного определения таможенным платежам, ограничиваясь лишь перечислением их отдельных видов, к которым относятся:

— ввозная таможенная пошлина;

— вывозная таможенная пошлина;

— налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

— акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

— таможенные сборы.

Таким образом, с 1 января 2004 года из состава таможенных платежей оказались исключены плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах. Кроме того, по сравнению с ТК РФ 1993 г. законодатель исключил определения отдельных видов таможенных сборов из содержания статей ТК РФ и не уточнил понятие «таможенный сбор», ограничившись упоминаниями конкретных видов таможенных сборов в отдельных статьях кодекса. Для устранения образовавшегося правового пробела по вопросу уплаты таможенных сборов в 2004 году в Федеральный закон от 23.12.03 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» включена статья 27, которая приостановила действие статьи 438 ТК РФ в части признания утратившими силу положений о таможенных сборах ранее действовавшего ТК РФ 1993 г. Указанные недостатки устранены Федеральным законом от 11.11.04 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» , согла сно которому ТК РФ дополнен новой главой 33.1 «Таможенные сборы» , вступившей в силу с 01.01.05.

Например, в статье 114 ТК РФ 1993 г. ставки сборов за таможенное оформление исчислялись в процентах от таможенной стоимости, определяемой в соответствии с Законом РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон РФ о таможенном тарифе). Принципиальное новшество ТК РФ состоит в том, что ставки теперь установлены непосредственно в статьях Кодекса, за исключением сборов за таможенное оформление.

Помимо ставок таможенных сборов, теперь ТК РФ определяет виды таможенных сборов (за таможенное оформление, хранение и сопровождение), лиц, ответственных за их уплату, и плательщиков, а также формы, порядок исчисления и сроки уплаты таможенных сборов, принципы взыскания и возврата сборов, перечень условий, освобождающих от уплаты сборов.

Таким образом, благодаря изменениям и дополнениям, внесенным Федеральным законом от 11.11.04 № 139-ФЗ, порядок взимания таможенных сборов, установленный ТК РФ, стал полностью соответствовать статье VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле от 15.04.94, в соответствии с которой ставка таможенных сборов должна быть ограничена приблизительной стоимостью затрат таможенных органов на совершение операций по оформлению товаров и транспортных средств (статья 357.10 ТК РФ ).

В перечне таможенных платежей, приведенном в статье 318 ТК РФ , указаны обязательные платежи как налогового (налог на добавленную стоимость, акцизы), так и неналогового характера (таможенные сборы), которые в силу объективных причин различаются и по юридической природе, и по экономическому содержанию. Рассматривая налоговую составляющую таможенных платежей, необходимо указать на то обстоятельство, что налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации, являются внутренними налогами, а не таможенными платежами. Вместе с тем налог на добавленную стоимость и акцизы имеют и такую составляющую, как таможенные платежи, и в этом качестве отличаются некоторыми специфическими особенностями по сравнению с внутренними налогами. Например, существенно расширяется круг плательщиков налога, а, следовательно, и круг лиц, имеющих право требовать возврата (зачета) данного налога.

Следует также отметить, что согласно статье 13 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и налог на добавленную стоимость, и акцизы относятся к федеральным налогам и сборам. В то же время статьей 1 Федерального закона от 29.07.04 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» , вступившего в силу с 01.01.05, из статьи 13 НК РФ, то есть из перечня федеральных налогов и сборов, исключена таможенная пошлина.

2. Лица, ответственные за уплату таможенных платежей

Пунктом 1 статьи 8 НК РФ установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Следовательно, налоговые платежи носят индивидуальный характер и должны уплачиваться из собственных средств.

Вместе с тем статьей 320 ТК РФ предусмотрено, что лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, является декларант. В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 11 ТК РФ декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются ¬товары.

Из положений пункта 1 статьи 126 ТК РФ следует, что в качестве декларанта имеют право выступать следующие лица:

— российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, по которой осуществляется перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, или российское лицо, от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

— российское лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки этим лицом;

— любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 ТК РФ.

Таким образом, плательщиком налога на добавленную стоимость и акцизов за товар, ввозимый в адрес покупателя-резидента по международному контракту, может быть как сам покупатель, так и его таможенный брокер или контрагент по международному контракту, или перевозчик данного товара.

Попутно отметим, что данный вопрос тесно связан с правом указанных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о защите нарушенных прав. Данная правовая позиция отражена, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.08.04 по делу № А42-9745/03-16 , а также в постановлении от 02.11.04 по делу № А21-1543/04-С1 .

Как следует из материалов дела, таможенным брокером по поручению общества задекларирован товар, ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации по внешнеэкономическому контракту, заключенному обществом с фирмой, зарегистрированной по праву Норвегии.

При таможенном оформлении данного товара таможенный брокер представил в таможенный орган необходимый пакет документов и уплатил таможенные платежи, определив таможенную стоимость товара по цене сделки с ввозимым товаром. Однако таможня посчитала заявленную таможенную стоимость заниженной и провела ее корректировку, в связи с чем доначислила 375 362 рубля 78 копеек таможенных платежей. Сумма доначисленных таможенных платежей была заявителем уплачена, что подтверждено платежными поручениями.

Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Впоследствии во исполнение решения Северо-Западного таможенного управления РФ таможней проведена повторная корректировка таможенной стоимости товара с применением третьего метода определения таможенной стоимости (по цене сделки с однородными товарами), по результатам которой обществу возвращено 131 783 рубля 53 копейки излишне уплаченных таможенных платежей. Посчитав, что таможенный орган возвратил излишне уплаченные таможенные платежи не в полном объеме, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев дело в кассационном порядке, поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно отсутствия у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости товара.

Довод таможенного органа — подателя жалобы — об отсутствии у общества права на предъявление заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей отклонен кассационной коллегией как несостоятельный по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 118 ТК РФ 1993 г. таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с названным кодексом.

Согласно пункту 1.1 договора, заключенного между обществом и организацией — таможенным брокером, таможенный брокер обязуется по поручению клиента и за его счет оказать услуги по совершению операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, выполнению других посреднических функций в области таможенного дела от собственного имени. Клиент (общество) обязуется оплатить эти услуги и возместить таможенному брокеру расходы, понесенные в связи с выполнением поручений клиента. Материалами дела подтверждено, что уплата таможенных платежей за товар производилась таможенным брокером из авансовых средств клиента, внесенных на счет таможенного брокера.

Таким образом, в результате неправомерной корректировки таможней таможенной стоимости товара нарушены имущественные интересы общества, а не таможенного брокера (хотя обязанность по уплате таможенных платежей возложена в данном случае обществом на третье лицо — таможенного брокера).

В соответствии с частью первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

На основании изложенного кассационная инстанция указала на законность и обоснованность вывода суда первой инстанции о наличии у общества права на обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей (дело от 06.08.04 № А42-9745/03-16).

Из приведенного постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа следует, что с заявлением о возврате и/или зачете излишне взысканных и/или уплаченных платежей может обратиться как таможенный брокер, так и лицо, по поручению и за счет средств которого действовал таможенный брокер.

3. Зачет сумм излишне уплаченных таможенных платежей в счет иных налогов и сборов

При рассмотрении дел с участием таможенных органов необходимо также учитывать правовую позицию Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по вопросу возможного зачета таможенных платежей в счет налогов, выраженную в постановлении от 03.10.03 № А42-6747/00-16-871/01-1177/02.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Из приведенной нормы, а также положений пункта 12 статьи 78 НК РФ следует, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов в ограниченном объеме, то есть только при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Поэтому таможенные органы могут проводить зачет излишне уплаченных сумм налогов в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 78 НК РФ, только в том случае, если и недоимка, и переплата образовались в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 78 НК РФ таможенные органы обязаны в 10-дневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика обо всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

Из приведенных норм следует, что таможенный орган не вправе провести зачет недоимки по налогам, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской

Программные продукты, передаваемые по Интернету, не требуют декларирования - ФТС РФ  »
Юридические статьи »
Читайте также