Маршрутный тупик

Первого апреля окончательно и бесповоротно должна была свершиться транспортная реформа. Однако волшебных перемен на улицах города не произошло. Зато на дорогах разгорается маршрутная война. В проигрыше, как всегда, пассажиры.

Война законов

На самом деле транспортная реформа стартовала еще месяц назад. Уже с 1 марта компании, проигравшие конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, получили уведомления Комитета по транспорту о необходимости покинуть свои маршруты. Перевозчики отказались выполнить предписания чиновников, как отказались признать результаты конкурса, посчитав их произволом и обычным рейдерством, то есть захватом чужой собственности. На стороне проигравших прокуратура, которая обнаружила несоответствие конкурсной документации городскому закону «О наземном транспорте» , и представители министерства юстиции, усмотревшие в том же законе противоречия федеральному антимонопольному законодательству Кроме того, в судах сегодня рассматривается более десятка исков от проигравших компаний, оспаривающих результаты конкурса.

Но пока суд да дело, Комитет по транспорту гнет свою линию. На прошлой неделе в первом чтении ЗакС принял поправки к закону «О наземном транспорте» . Чиновники надеются окончательно продавить поправки в ближайший месяц. Тогда у них появится возможность штрафовать тех перевозчиков, кто не имеет договоров с городом. Огромные штрафы (до 100 тысяч рублей) неминуемо сломят сопротивление проигравших перевозчиков. Они просто разорятся, прежде чем выиграют хотя бы один суд.

Битва за пассажира

Лозунг, под которым проходит транспортная реформа, — борьба за безопасность перевозок и повышение комфортности для пассажиров. Однако до заявленных целей далеко, как до Китая. Выигравшие конкурс перевозчики испытывают острый дефицит в водителях. По данным Ассоциации независимых перевозчиков, вакансии сегодня заполняются за счет не знающих города и не имеющих опыта вождения в мегаполисе гастарбайтеров.

Из-за того что на одном маршруте сегодня работают и выигравшие, и проигравшие конкурс компании, на дорогах участились разборки между водителями. Они устраивают гонки на улицах, отвоевывая пассажиров у конкурента. А на конечных остановках выяснение отношений доходит до рукоприкладства и даже поножовщины.

Проигравшие перевозчики обвиняют победителей в том, что они не справляются со взятыми на себя обязательствами. Не могут 6 компаний, выигравших конкурс, справиться с работой, которую ранее выполняли несколько десятков компаний-перевозчиков. У победителей не хватает подвижного состава, машины на линии выходят без соответствующей подготовки, без контроля за их техническим состоянием, без медицинского осмотра водителей, по подложным путевым листам.

Случайно или нет, но маршрутка, упавшая в Лебяжью канавку, и та, что перевернулась на Выборгском шоссе, и сбившая на Васильевском острове пешехода принадлежали компаниям-победителям.

Транспортный коллапс

Во вторник 28 марта ряд усиленно изгоняемых с городских улиц компаний не вывели свои машины на линии. В нескольких районах города пассажирские перевозки были парализованы. Продемонстрировав чиновникам, к чему приведет транспортная реформа, проигравшие перевозчики через несколько часов бойкот отменили.

В понедельник 3 апреля Ассоциация независимых перевозчиков вместо бойкота провела выборочную проверку работы победивших компаний. Выяснилось, что на одних маршрутах победители так и не приступили к работе, на других, нарушив условия конкурса, выпустили на линии автобусы средней вместимости или выставили меньше автобусов, чем обещали. «Мы не можем прекратить работу, — говорит президент Ассоциации независимых перевозчиков Татьяна Кутовая. — Если мы выполним требования чиновников, город ожидает транспортный коллапс».

В Комитете по транспорту свой взгляд на ситуацию. «Победители конкурса намеренно не форсируют ситуацию, и во избежание конфликтов отложили выход своих машин на некоторые линии, — заявили в пресс-службе комитета. — Тем не менее на социальных маршрутах уже появились новые комфортабельные автобусы частных перевозчиков. На магистральных линиях средние интервалы движения уменьшились почти в два-три раза. Нам удалось добиться экономии бюджетных средств и привлечения инвестиций в транспортную отрасль. Все эти изменения направлены на улучшение качества обслуживания пассажиров».

«Пассажиры победителей не интересуют, — говорит Татьяна Кутовая. — Идет незаконный передел рынка. Конкурс выиграли специально созданные под него компании. А пассажиры: На наших маршрутах уже пять лет инвалиды пользовались правом бесплатного проезда. Новый перевозчик льготы отменил. Инвалидов со скандалами и слезами высаживают из автобусов».

Сергей Ворохов

Стены вокруг «Смены»  »
Юридические статьи »
Читайте также