Трамвай нежеланный

В центре ему показали красную карточку, на окраинах дали зеленый свет

Самоокупаемость - 15 процентов

К концу 1980-х годов в Петербурге работало 10 трампарков. Общая протяженность трамвайных путей составляла около 700 километров, а численность подвижного состава - 2200 вагонов. Трамваи перевозили около 1 миллиарда пассажиров в год.

В 1990-е годы строительство новых линий было практически прекращено. Зато город взялся за ремонт разбитых трамвайных путей с применением передовых зарубежных технологий. Так, на Чкаловском и Литейном проспектах рельсы клали на бетонную подушку, что значительно снижало шум и вибрацию при движении.

Однако выяснилось, что поддержание путей в рабочем состоянии обходится городскому бюджету слишком дорого: стоимость ремонта трассы с трамвайными рельсами почти в два раза превосходит стоимость восстановления безтрамвайной магистрали. Например, реконструкция трамвайного участка на проспекте Энгельса была оценена в 1,6 миллиарда рублей. Да и себестоимость обслуживания пассажиров в трамвайном секторе самая затратная среди всех транспортных средств (самоокупаемость - всего 15 процентов).

Мешает трамвай и строительным компаниям. Соседство с трамвайными путями может снизить стоимость жилья, в особенности элитного.

Словом, трамваям была объявлена война. Но официальным поводом к этому стали вовсе не финансовые соображения...

Кто виноват в проблемах Ростральных колонн?

Один из антитрамвайных тезисов - трамваи становятся причинами пробок на дорогах. Действительно, нередко за сломавшимся трамваем выстраивается цепь других, и автомашины уже не могут идти по рельсам. Но кто в этом виноват: сам трамвай или те, кто его не ремонтирует? Ведь 47 процентов питерских вагонов полностью выработали свой ресурс, но продолжают выходить на маршруты.

Между тем результаты исследования, проведенного на Московском проспекте, свидетельствуют, что, даже если вместо трамвайной колеи устроить две дополнительные полосы движения, затраты на такой проект не окупятся.

Второе обвинение в адрес трамвая - его вибрации, от которых разрушаются здания. Так, данные о расшатывании Ростральных колонн послужили основанием для снятия трамвайной ветки с этого участка. Правда, противники трамвайного движения "забыли", что мимо исторического памятника следовал грузовой транспорт.

Конечно, факт трамвайной вибрации отрицать нельзя. Исследования специалистов кафедры гидрологии и инженерной геологии Горного института показали, что для старых зданий максимально допустимая вибрация составляет 3 мм/сек., тогда как сотрясение от трамвая намного больше - в пределах 16-160 мм/сек. Превышение значительное. Но бетонные подушки для того и существуют, чтобы тушить эту вибрацию.

Есть и еще один путь - модернизация устаревших тяжелых вагонов. Так, кстати, и делается во всех старинных "трамвайных" городах Западной Европы, где трамвай не уничтожается, а приветствуется, как самый экологически чистый вид транспорта. Более чем в 100 европейских городах трамвайные сети расширяются. В центре Риги, например, закрыли все виды автомобильного движения, оставив лишь трамвай. Высоко ценят и бережно сохраняют этот вид транспорта Прага и Варшава, Амстердам и Антверпен... Ведь преимущества трамвая еще и в его высокой вместимости: чтобы перевезти пассажиров одного трамвая, нужно два троллейбуса или три автобуса.

У нас же в городе вопрос с удалением трамваев из центра уже решенный. Это заложено в программе "Развитие трамвая на 2005-2007 годы" .

Из центра - в спальные районы

Да, трамвай все же ожидает развитие. Но только в спальных районах - на Охте, юго-западе, в районе Комендантского проспекта и проспекта Просвещения, где трамвай практически незаменим. К тому же, по мнению специалистов, дома там стоят на достаточном удалении от трамвайной трассы - поэтому шум и вибрация не ощущается.

Программа-2005-2007 включает в себя адаптацию трамвайного движения к новым условиям, ремонт и закупку подвижного состава. Здесь нам есть чем похвастаться. Петербургский трамвайно-механический завод разработал и выпустил новые модели трамваев, аналогов которым нет в России. Они не только экономичны, но и могут проехать несколько метров без питания от контактного провода, что крайне важно на участках, где пересекаются трамвайные и троллейбусные провода. Новые вагоны уже используются - закуплено 23 штуки.

До конца 2006 года ГУП "Горэлектротранс" планирует приобрести еще 25 трамваев. Всего необходимо заменить 200 трамваев. Что проблематично. Ведь стоимость нового вагона - 7 миллионов рублей.

Новые линии появятся на окраинах - на соединении Гранитной улицы с Ладожским вокзалом, на продолжении Богатырского проспекта. К концу 2007 года город получит две линии с ускоренным движением трамвая. Пути на этих линиях будут отгорожены, а трамваям будет обеспечена "зеленая волна" за счет оперативного управления светофорами. Это даст возможность вдвое увеличить скорость. Одна из таких линий строится на проспекте Просвещения.

Кроме того, в Петербурге появятся частные трамваи - администрация города ведет переговоры с коммерческими фирмами. В таких трамваях пассажирам будут предлагаться дополнительные услуги - продажа газет, напитков...

Так что питерский трамвай все же отметит в 2007 году свое 100-летие - раньше времени хоронить его не стоит. Но трамвайной столицей Петербург уже не будет.

между тем на северо-западе...

Нужны ли Калининграду трамваи? (Итоги опроса, проведенного в западном анклаве России)

Нет - 71,3%

Да - 27,2%

Затрудняются ответить - 1,5 %

Марина Володина

Юнис Лукманов: "Мы имеем право выселять" В Петербурге даже приватизированные квартиры могут отнять под государственные нужды  »
Юридические статьи »
Читайте также