Губернатор ждет обильного урожая на богатом поле возможностей

Очередное ежегодное послание в отличие от первых двух губернатор Петербурга Валентина Матвиенко посвятила не только расстановке приоритетов и формулированию задач, но и подведению определенных итогов. Более часа она со свойственной ей энергетикой и эмоциональным напором держала в напряжении городскую элиту в переполненном зале заседаний Мариинского дворца. Начав с намерения "превратить Петербург в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и развития гражданского общества", г-жа губернатор в заключение скромно констатировала: "Мы просто возвращаем Петербургу петербургское. Мы возвращаем ему законное место в России, Европе и мире".

Вне всякого сомнения, благополучнее всего обстоит дело с "европейским уровнем экономики". Темпы роста валового продукта в Петербурге заметно выше общероссийских. Началась структурная перестройка промышленности. В 2005 году наш город сделал ставку на развитие высокотехнологических наукоемких производств.

Полный ажур и с инвестициями. Их приток в минувшем году составил 43,9%, а общий объем достиг рекордной отметки в 1,417 млрд долларов. В течение года мировые рейтинговые агентства четыре раза повышали финансово-кредитный рейтинг Петербурга. Качественно изменился и характер инвестиций. Если раньше инвесторы вкладывались исключительно в коммерческую недвижимость, то теперь капиталы потекли и в реальное производство. Давно перестал считаться сенсацией приход на петербургский рынок зарубежных концернов вроде "Тойоты" . Открытие филиалов и перерегистрация в северной столице крупнейших отечественных компаний в 2005 году пополнили городской бюджет более чем на 6 млрд рублей. Учитывая все возрастающий интерес российского и иностранного бизнеса к городу на Неве, 173 млрд рублей - отнюдь не потолок петербургского бюджета.

При этом г-жа губернатор прекрасно понимает, что "рост доходов и рост качества жизни - это еще не одно и то же". Ибо "не может быть удобным для жизни город с очередями в поликлиниках, дефицитом спортплощадок, дырявыми кровлями и залитыми подвалами, с транспортными пробками, нехваткой парковочных мест и плохой экологией". В означенных сферах нам до европейского качества еще шагать и шагать. Весьма примечательна и откровенная оценка губернатором преобразований питерского ЖКХ - "реформы всегда оказываются сложнее, чем кажется реформаторам". Вслед за статистикой создания ТСЖ последовало еще одно принципиально важное замечание: "Только рынок, только конкуренция, только превращение жильцов из бесправных потребителей в собственников!" Об этом не следует ни на минуту забывать тем, кто сейчас всеми правдами и неправдами стремится "определить" горожан в пресловутые товарищества, как некогда загоняли крестьян в колхозы... В заключительной части губернаторского послания речь зашла о гражданской активности. В частности, Валентина Матвиенко призвала дать решительный отпор криминалу не только силами органов власти, но "и всеми структурами гражданского общества". Гражданскую активность петербуржцев глава города хотела бы увидеть прежде всего в таких формах самоорганизации, как национально-культурные объединения, благотворительные организации, попечительские советы или все те же ТСЖ. В этой связи крепко досталось муниципальным органам власти, которые почти незаметны даже в таких исконно "местных" делах, как благоустройство, охрана общественного порядка, поддержка малого бизнеса, опека и попечительство.

"...Мы с вами засеяли огромное поле возможностей, и придется хорошо потрудиться, чтобы собрать урожай", - отметила губернатор Матвиенко. В выполнимости этой образно сформулированной стратегической установки Валентину Ивановну помимо всего прочего убеждают данные социологических опросов. Как уверяют социологи, за год оптимистов в Петербурге прибавилось на 12%.

Вадим Тюльпанов, председатель Законодательного собрания Петербурга:

- Самое главное, чего, по словам губернатора, достиг город, - это налаженная между исполнительной и законодательной властью конструктивная работа по развитию всех отраслей петербургского хозяйства. Совместная работа над бюджетом, принятие программы социально-экономического развития, генерального плана Санкт-Петербурга и других стратегических законов, которые решительно повлияли на развитие города, - тому пример. Отмечу социальный акцент в речи-Валентины Матвиенко. Впервые прозвучал тезис о том, что стратегические проекты мы готовы реализовывать не только в области инвестиций, но и в области социальной политики.

Губернатора тревожит демографический аспект. Да, это сложная проблема, и мы должны стимулировать рост рождаемости в Петербурге путем создания комфортных условий жизни для молодых семей. Молодые люди не должны откладывать свадьбы из-за недостатка денег и рождение детей из-за отсутствия жилплощади. Положения, касающиеся этого вопроса, непременно войдут в социальный кодекс Санкт-Петербурга, социальную конституцию города.

Андрей Ловягин, председатель профильной комиссии ЗакСа по образованию:

- В послании губернатора дан развернутый анализ экономического развития Петербурга, но если более детально рассмотреть, в частности, развитие образования, то возникает много вопросов. В послании, кроме реализации национального проекта "Образование", не прозвучало конкретных предложений по решению проблем этой сферы, а их немало - падает конкурентоспособность среднего образования, на низком уровне находится материально-техническая база школ, все острее становится кадровая проблема, связанная c нехваткой молодых специалистов, ухудшается здоровье школьников, растут подростковая преступность и наркомания. Исполнительная власть города на протяжении последних трех лет сократила финансирование общеобразовательных учреждений на 1,5% - это примерно 4 миллиарда рублей недофинансирования отрасли. Исходя из нынешнего послания губернатора, понятно, что и в 2007 году образование не будет приоритетным направлением расходования бюджетных средств. Это вызывает тревогу.

Наталия Евдокимова, председатель депутатской комиссии по социальным вопросам:

- Я могу констатировать: прорыва в социальной сфере нет. Так, губернатор отметила, что уровень доходов населения вырос на 14%. Но при этом официально инфляция составила 8,7%. Такие социальные программы, как создание центров реабилитации для инвалидов, программы, касающиеся детей-инвалидов, создание специализированного жилья для одиноких пожилых людей, - это наработки прежних лет. Эти целевые программы закончились в прошлом году, и новых с тех пор не принималось. Много говорилось о питании школьников, однако сегодня им обеспечены лишь 22% учащихся. С детскими пособиями также ситуация не вполне радужная, в бюджете прошлого года на них было заложено 800 млн рублей, а реально израсходовано лишь 300 млн. Причина в том, что созданная система многим просто не позволила получить детские пособия.

Еще один неоднозначный вопрос - создание ТСЖ. Новый Жилищный кодекс РФ больше не ограничивает долю государства при создании товариществ собственников жилья (прежде она ограничивалась 30%). И сегодня ТСЖ создаются в первую очередь там, где государству принадлежит более 50% площади. Это значит, что частные собственники жилья не смогут влиять на принятие решений в таких товариществах.

Михаил Кореневский

Как украсть миллион  »
Юридические статьи »
Читайте также