Нас ожидает кризис?

В городе ширится конфликт среди участников рынка пассажирских перевозок, причиной которого стал проведенный в декабре 2005 года конкурс на право осуществлять перевозки по автобусным маршрутам.

Его победителями стали 6 компаний. Проигравшие, а это 50 компаний, перевозящие в год порядка 140 млн. человек (в их активе около 300 автобусов большой вместимости и 1720 единиц малой и средней техники), заявляют о многочисленных грубых и серьезных нарушениях конкурсных процедур. Они считают абсурдной саму идею конкурса - объединить социальные и коммерческие маршруты. По их мнению, итоги конкурса ударят по бюджету Петербурга , так как несколько компаний получили не только средства на обслуживание социальных маршрутов, но еще и маршруты, которые прежде обслуживали другие коммерческие перевозчики. С социальных маршрутов вообще не взимаются налоги - они дотационные. При объединении социальных и коммерческих маршрутов объективно возникает ситуация, позволяющая победителям не платить налоги и с коммерческих маршрутов, мотивируя тем, что прибыль идет на покрытие убытков, возникающих при работе на социальных маршрутах. А коммерческие перевозчики ежегодно перечисляли в бюджет около 100 млн. рублей. И они не только не просили от властей никаких дотаций, но заявляли Комитету по транспорту о готовности покрывать затраты на социальные маршруты за счет коммерческих перевозок без субсидий из бюджета.

Проигравшие считают нарушением также тот факт, что ГУП "Пассажиравтотранс", чье финансовое состояние не позволяет пройти квалификационный отбор, получил 50% социальной сети автобусных маршрутов без участия в конкурсе. И это повлечет за собой увеличение размера расходной части бюджета Санкт-Петербурга до 2011 года, так как Комитет по транспорту заключил с Пассажиравтотрансом контракт на перевозки по социальным маршрутам на пять лет и с максимальным размером бюджетных субсидий.

Президент ассоциации независимых перевозчиков Санкт-Петербурга Татьяна Куговая обратилась с письмом к президенту страны Владимиру Пугину. В нем, в частности, она отмечает, что на рынке городских пассажирских перевозок складывается кризисная ситуация. Компании-победительницы имеют только 40% от требуемого подвижного состава. Городские власти рассчитывали на автомобильный парк проигравших. Но большая часть проигравших конкурс перевозчиков не готова идти на субподрядные отношения. В случае субподряда неизбежен рост мздоимства и коррупции. В частности, уже сейчас за субподряд предлагается выплачивать компании-победительнице 300 руб. в день за микроавтобус и 800 руб. за автобус большой вместимости. И эти деньги будут проходить по "черной" схеме.

Г-жа Куговая указывает и на то, что конкурс создает монополию на рынке перевозок, что приведет к неконтролируемому и необоснованному росту цен. Пассажиры пострадают дважды - из-за сокращения числа маршрутов им придется пользоваться несколькими видами транспорта, на что уйдет больше времени.

Перевозчики подали иски в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти. Прокуратура Санкт-Петербурга нашла нарушения в проведении конкурса и выдала по этому поводу предписания вице-губернатору Олегу Виролайнену.

А политолог Георг Габриелян считает, что региональный закон о наземном маршрутном транспорте общего пользования не соответствует федеральному законодательству . Такое экспертное заключение вынесло Главное управление Минюста РФ по СЗФО. Следовательно, делает он вывод, конкурс уже потому можно считать недействительным, что он проведен на основании регионального закона Санкт-Петербурга, оспоренного федеральными органами, как противоречащего федеральным нормам.

Мне не придется есть шляпу

Ситуацию комментирует первый заместитель председателя Комитета по транспорту Николай Константинов

- Зачем потребовалось проведение конкурса?

- Старые договоры между перевозчиками и Комитетом по транспорту действовали до 1 января 2006. По закону маршруты мы должны предоставлять только по конкурсу. Главное условие конкурса - наличие у частных компаний автобусов большой вместимости (свыше 90 человек) и перевозка пассажиров по социальной сети.

Попытка провести конкурс по объединенным лотам, то есть объединить в одном лоте коммерческие и социальные маршруты, была предпринята в начале 2005 года. Но тогда конкурсные условия не удовлетворили многих перевозчиков, и его результаты были отменены. Учитывая ошибки первого конкурса, мы создали рабочую группу из самих перевозчиков и совместно разрабатывали новые условия конкурса. Объединенные лоты нужны для того, чтобы часть нагрузки, которую несет ГУП "Пассажиравтотранс", переложить на коммерческих операторов. У некоторых частных компаний рентабельность составляет 40-50%. Социальные перевозки - убыточны. Конечно, мы думаем в первую очередь о работе социальных линий. Но вместе с тем коммерческие маршруты, которые компании-победители получили вместе с социальными, позволят им получать прибыль. Город из бюджета на социальные маршруты выделяет дотации в объеме 1 млрд. рублей, из которых 450 млн. - предусматриваются частным перевозчикам и 550 млн. - Пассажиравтотрансу

На конкурс официально подали заявки 24 компании, прошли квалификацию 14. В конкурсе участвовали 13: Выиграли 6. И вот теперь компании, которые проиграли либо вообще не участвовали в конкурсе, так как не могли подтвердить свои возможности, решили все вернуть на круги своя и сохранить прежний очень слабо регулируемый рынок.

Нельзя обвинить Комитет по транспорту в нечестном проведении конкурса. Мы его не проводили Наш комитет выступал заказчиком конкурса и готовил конкурсную документацию. Конкурсным отбором занималась Межведомственная государственная конкурсная комиссия, членами которой были представители разных комитетов. Так что все вопросы, касающиеся итогов конкурса, надо адресовать не нам, а комиссии.

- Но сегодня в числе недовольных абсолютное большинство перевозчиков.

- Недовольны те, кто остался без маршрутов. А таких 39 компаний.

- И что с ними будет?

- Они могут сотрудничать с победителями, которые имеют право взять в аренду машины и экипажи проигравших. Так что проигравшие ничего не теряют. Они как работали, так и работают. То есть они идут на подряд. Эта идея поддерживается и администрацией

- Они идут на черный подряд?

- Это уже вопрос к налоговой инспекции - белый или черный.

Есть и второй путь. Мы сделаем еще один конкурс и выставим коммерческие маршруты, которые сегодня обслуживает ГУП "Пассажиравтотранс". Это где-то 85 маршрутов. Их обслуживали 600 машин ГУП. Думаю, что такой конкурс состоится уже в конце мая. Мы не стремимся, чтобы государственное предприятие выиграло коммерческие маршруты. Сегодня ГУП позиционирует себя как предприятие, работающее на социальных маршрутах. Он выполняет финансовый план и доходы от коммерческой сети не играют существенной роли. Почти уверен, что по условиям нового конкурса будут допускаться компании с автобусами средней вместимости. "Газелей" не будет.

- Вы ставите цель, чтобы "Газелей" вообще не было на маршруте?

- Пока не ставим. Но и сотрудники ГАИ, и пассажиры едины во мнении, что ездить в автобусах малой вместимости на дорогах небезопасно.

- Вы как-то сказали, что если к 15 апреля ситуация с пассажирским автомобильным транспортом не улучшится, вы съедите шляпу.

- Имелось в виду, что распишусь в проигрыше. Уверен, что мне не придется есть шляпу, потому что уже сегодня результаты конкурса положительные. Частные компании закупили 686 автобусов большой вместимости на 1,5 млрд. рублей. Всего к 15 апреля на линии выйдет 1800 больших автобусов. 1050 - машин ГУПа и 686 - частников.

- Но в 1990 году в Петербурге было 2,5 тысячи автобусов.

- У нас есть еще 4,5 тысячи маршруток. Они обслуживают около 450 коммерческих маршрутов.

- И после 15 апреля пассажиры будут ждать автобусы не более 10-15 минут?

- Мы сокращаем интервалы только на 56 маршрутах, которые остались за Пассажиравтотрансом. У ГУПа высвободилось только 600 машин, из которых 150 подлежат списанию. У нас нет возможности сократить интервалы на всех требуемых маршрутах, а их еще 100-120. Это экономически сделать невозможно. Чтобы решить проблему, надо 3 тысячи больших машин. У нас, как уже говорил, 1800.

- Вы видите выход из конфликта?

- Этот вопрос меня не. волнует. В первом чтении прошел закон об административной ответственности за работу на регулярных маршрутах без договора с Комитетом по транспорту . Как только закон войдет в силу - начнем штрафовать за нарушения. Штраф предусматривается до 100 тысяч рублей с юрлица. Так что конфликт будет недолгим

Нелли Богорад

Арендная "гильотина" минует не всех  »
Юридические статьи »
Читайте также