Возьмите калькулятор и посчитайте вашу будущую квартплату!

Возьмите калькулятор и посчитайте вашу будущую квартплату! - советует горожанам депутат ЗакСа, голосовавший против губернаторских законопроектов по реформе ЖКХ

Как мы уже сообщали, из четырех внесенных губернатором в Законодательное собрание проектов по реформе жилищно-коммунального хозяйства не вызвал практически никаких возражений у депутатов лишь один - о социальной норме жилья. Три же других законопроекта, непосредственно касающихся увеличения жилищных расходов населения, были поддержаны отнюдь не единогласно. При этом единственным депутатом, поименно голосовавшим против этих трех документов Смольного, оказался депутат Сергей Гуляев, представляющий в Мариинском дворце интересы избирателей Кронштадта и Курортного района. Наш корреспондент Александр Рабковский встретился с ним и попросил прокомментировать столь негативное отношение к документам по реформе ЖКХ.

- Голосуя против трех законопроектов, я сильно сомневался в том, что после вступления законов в силу квартплата средней петербургской семьи вырастет на 18 - 20 процентов, как это обещают нам смольнинские чиновники, - сказал депутат. - На мой взгляд, такие заявления - чистой воды лукавство. И чтобы убедиться в этом, нужно просто взять в руки калькулятор и подсчитать реальный процент повышения тарифов в случае введения предлагаемых сегодня новых ставок платы на содержание и текущий ремонт жилищного фонда. Горожане этих ставок еще не видели, но депутаты ЗакСа получили их в виде приложения к соответствующему законопроекту.

Итак, живущим в отдельных квартирах за содержание и ремонт общего имущества и коммуникаций вместо нынешней 51 копейки за квадратный метр предлагается платить 2 рубля 68 копеек. Рост ставки - 525 процентов! За содержание придомовой территории просят выложить вместо 73 копеек по 1 рублю 7 копеек из расчета за тот же квадратный метр. Рост - 147 процентов!

Аналогичное сравнение сегодняшних и вводимых ставок оплаты очистки мусоропроводов, вывоза мусора, уборки лестниц, содержания лифтов, содержания переговорно-замочных устройств и автоматизированной противопожарной защиты показывает, что плата здесь подскочит от 128 до 425 процентов. Прикиньте, что если у вас квартира 60 квадратных метров, то только за уборку лестничной клетки ежемесячно вам придется платить не 14,5 рубля, а свыше 60! Средний рост по всем указанным восьми видам жилищных услуг - 293 процента. Откуда же, спрашивается, возьмутся озвучиваемые вице-губернатором О. Виролайненом и его подчиненными 18 - 20 процентов увеличения квартплаты?

Такое же достаточно несложное сравнение старых и предлагаемых новых ставок в тех квартирах, где будут излишки жилплошади, показывает средний рост цен на 381 процент. Словом, я уверен, что большинство петербуржцев после получения новых квитанций из своих РЖА испытают настоящий шок.

Причем жилищные платежи в общей структуре платежей за услуги ЖКХ действительно, как любят подчеркивать идеологи реформы, составляют сейчас не более 20 процентов. Все остальное - плата монополистам за горячую и холодную воду, за отопление, газ, электричество и т. д. И действительно, эта часть расходов населения растет у нас сильнее и чаще: как минимум раз в год монополисты увеличивают свои тарифы на величину инфляции. А за жилищные услуги мы до сих пор платим по ставкам 2000 года. Но давайте будем честными: если инфляция за истекшие 3,5 года составила примерно 40 процентов, то возьмите и увеличьте плату именно в такой пропорции. Нам же, как мы убедились выше, хотят закрутить гайки по полной программе.

Есть еще, между прочим, и принципиальная разница между характером жилищных и коммунальных услуг. Если плата за воду, электричество или газ и растет понемногу, люди не ропщут, потому что знают, за что они платят - достаточно включить кран или зажечь свет. То есть в данном случае мы платим за вполне реальную услугу. С жилищной же частью услуг все наоборот. Нам повышают ставки и только обещают при этом, что лестницы будут мыть, дворы - подметать, лифты - вовремя чинить.

Как ни крути, а получается, что населению предлагают авансировать грядущее повышение качества жилищных услуг. Если бы такое наблюдалось в Петербурге впервые! Мы же все помним повышение цен на жилищные услуги и при Собчаке, и при Яковлеве. Что-нибудь принципиально менялось за это время в сфере ЖКХ?

После своих расчетов я убедился, что некоторые ставки услуг жилищников в Петербурге будут больше, чем в Москве. Но разве можно всерьез сравнивать сегодня реальный уровень жизни в двух российских столицах! В Москве - совсем другие зарплаты, там неизмеримо выше степень социальной защищенности пенсионеров, работников бюджетной сферы.

То, что ставки жилкомхоза долгое время в Петербурге были самыми низкими в России, было, на мой взгляд, не совсем верно. Из-за этого, видимо, ветшал год от года наш жилищный фонд. Но есть ли резон сегодня резким скачком становиться лидерами по ценам в этой сфере? Такую политику исполнительной власти я оцениваю как самую настоящую шоковую терапию.

Когда Валентина Ивановна Матвиенко была кандидатом в губернаторы, в ее программе декларировались совсем иные подходы к реформе ЖКХ. Тогда говорилось об адресных счетах домов, где будут аккумулироваться все платежи, о целевых программах ремонта жилищного фонда. Об этом время от времени говорят и сегодня, но всю реформу начинают с тупого повышения цен.

В то же время, озвучивая сумму сегодняшнего долга по неплатежам квартиросъемщиков в 2,8 млрд рублей, правительство никоим образом не говорит даже о каких-то реальных попытках получить эти долги. Вместо этого называют 3,5 млрд рублей дополнительных доходов от повышения ставок. Выходит, весь расчет на добропорядочных петербуржцев, которые сегодня платят за квартиру, отказывая себе подчас в самом необходимом.

Сомнения вызывает даже законопроект о социальной норме жилья: ведь там предлагается считать дотируемые из бюджета ставки оплаты от общей площади, а не от жилой. И это значит, что во многих квартирах автоматически возникнут излишки, платить за которые придется уже по драконовским ценам.

Лукавыми выглядят и многократно повторяемые рассуждения о том, что повышение платы за жилплощадь призвано восстановить справедливость, ударив по тем, у кого две или три квартиры. Один из законопроектов вводит плату за наем жилья, и это значит, что владельцев приватизированных квартир данная ставка не коснется. А ведь богатые как раз и покупают себе по нескольку квартир в собственность. По кому же ударит закон на деле? Вопрос, на мой взгляд, риторический.

Сейчас, когда вопреки своей же критике большинство моих коллег по ЗакСу приняли указанные документы за основу, еще не поздно поправками скорректировать предложенные Смольным ставки до экономически и социально обоснованных величин. Разумеется, буду пытаться это сделать.

Исполнительная власть меняется, а подходы к реформированию ЖКХ - ничуть. Достаточно поднять старые газеты, чтобы убедиться: слова и аргументы нынешних реформаторов практически полностью совпадают с высказываниями прежних руководителей городского жилкомхоза. Не меняется, к сожалению, и расстановка приоритетов в ходе реформы. Все здесь, как и прежде, делается по принципу: вначале деньги, а потом услуги.

А между тем такой чисто фискальный подход, да еще при келейном - а получается так - рассмотрении проблемы чреват не только материальными, но и серьезными моральными издержками для сотен тысяч горожан. Петербуржцы ждут от городского правительства открытой, честной информационной политики. Соглашаясь с принципами рыночной экономики, понимая необходимость реформ, они потенциально готовы платить за жилищные услуги больше, но при условии их высокого качества и гарантированного предоставления.

Александр Рабковский

"А я несчастная торговка частная..." Эта песня в исполнении "ресторанного лобби" растрогала власти города.  »
Юридические статьи »
Читайте также