Культуру отправили в массы За бюджетные деньги придется сражаться

СПб. В конце прошлой недели в Петербурге презентовали новую концепцию развития культуры на ближайшую пятилетку.

Главная идея концепции - вывод культуры на рыночные рельсы. Концепция увязывает реализацию культурных проектов с программой социально-экономического развития города, принятой в прошлом году. Авторы концепции уверены, что это позволит приблизить город к вожделенным "европейским стандартам" жизни.

"С принятием этого документа наступает новая эпоха. В Петербурге появляется политика, то есть упорядоченные, целенаправленные, а не спонтанные действия в области культуры. Подобного документа нет даже на федеральном уровне", - восклицает заместитель председателя Комитета по культуре СПб (99195)* Василий Панкратов. Причем деятельность концепции не ограничивается государственными учреждениями, распространяясь и на частные, и на общественные.

Заставят любить

Концепция нацелена на ликвидацию главной проблемы - недостаточного спроса на культурный продукт. Часто этот продукт либо не соответствует запросам потребителей, либо слишком дорогой, либо его предложение известно узкому кругу людей. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в учреждения культуры будут внедряться маркетинговые принципы: социологические опросы потребностей населения и каналы информирования потенциальных потребителей. Кардинально меняется система финансирования учреждений культуры. Вместо нынешней сметной схемы внедряется проектно-целевая. Чтобы получить средства, учреждения культуры должны будут фактически выдвигать на конкурс свои бизнес-планы.

Такой подход очень напоминает схему реализации национальных приоритетных проектов. Если концепция станет их клоном местного масштаба, то столкнется с теми же проблемами, что и национальные. А это прежде всего отсутствие реальных критериев отбора исполнителей. Этот факт дает поле для различных махинаций и коррупции. Также резко снижает жизнеспособность небольших организаций. Им сложнее доказать "масштабность" своей деятельности.

Однако Василий Панкратов не склонен смотреть на этот вопрос столь пессимистично: "Существенная часть финансирования учреждений культуры будет оставлена в качестве обязательных бюджетно-текущих расходов. В остальном надо будет доказывать ценность и востребованность своих проектов. И сделав это на конкурсе, получать на их реализацию деньги".

Соглашается с ним и эксперт Ассоциации менеджеров культуры Лев Востряков: "Объемы финансирования культурных проектов достаточно низкие. Там не из-за чего вести закулисную борьбу и подкупать. Поэтому дополнительным источником коррупции эта концепция не станет. Важно то, что сделан первый шаг внедрения своей культурной политики. Вторым станет отработка конкретных критериев. Уникальным становится то, что концепция адаптирует культуру к рыночным условиям взаимодействия с действительностью".

Учреждения культуры смогут получать деньги только "от и до" рамок программного финансирования, заявил Василий Панкратов, заместитель председателя Комитета по культуре СПб.

На заметку

петербуржцы и культура

- Просмотр телевизионных передач - любимая форма проведения досуга для 19% жителей Петербурга.

- 70% ни разу не были в музее за последний год.

- 92% ни разу не слушали музыку академических жанров за последний год.

- Только 12% смогли назвать имена архитектора Александринского театра, скульптора "Медного всадника" и композитора "Пиковой дамы".

Источник: опрос СНИЦ СПб, 2005г.

Свиридова Вера

Маша Малос, владелица промоутерской компании "Контрфорс":

"Мне лично очень близки мысли о том, что культура должна быть востребованной и стремиться к окупаемости. Безусловно, государство должно поддерживать носителей классической традиции и все культурные символы Петербурга, но в сегодняшнем культурно-экономическом пространстве грантовая система распределения средств кажется мне наиболее актуальной. Также очень интересно слияние культуры и туристического бизнеса, так как для Петербурга это огромный финансовый ресурс. Маловероятным кажется расширение культурного поля до размера всего города, включая спальные районы и пригороды. Безусловно, там должны быть разнообразные культурные учреждения для детей и подростков, но все же основная масса должна базироваться в центре, где само пространство является мощнейшим эстетическим и культурным фактором".

Сергей Ковальский, президент Арт-центра "Пушкинская 10":

"Никаких изменений концепция за собой не повлечет. Все останется как прежде. В их конкурсах участие принимать будем - иногда. Иногда не будем. Мы в вечной оппозиции - нас, вернее, сделали ей.

Чтобы что-то работало нормально, нужен нормальный экспертный совет, а не существующая система комитетов и комиссий. И состоять этот совет должен из людей, которые за 15-20 последних лет - после перестройки - показали, что что-то умеют и что-то делают. А не из чиновников, которые к искусству отношения вообще не имеют".

Юлия Зартайская, литературный обозреватель:

"Сейчас происходит активное "омассовление" культуры. На нее все сильнее влияют законы рынка. Концепция будет лишь способствовать этому в дальнейшем. Производитель будет подстраиваться под спрос. Уже сейчас доходит до смешного: издательство заказывает писателю роман, наработки показывает оптовикам. И уже последние дают санкцию, дописывать роман или нет. Культурный продукт становится прямым коммерческим заказом. На его качестве это отразится самым плачевным образом. Индивидуальным работникам будет еще сложнее. В рамках концепции писателей спасет только институт литературных агентов".

Ирина Розина, член Ассоциации менеджеров культуры:

"Эта концепция с идеей проектного финансирования - зрелое зерно в невспаханную почву культуры. Оно позволит сделать реализацию того или иного проекта более четким, оправданным. Ведь на конкурсе надо будет четко сформулировать, для кого, для чего реализуется программа. А главное, что будет определенная отдача. Именно в ней сейчас и заинтересованы не только администрация, но и все деятели культуры. Для результативной реализации концепции чиновникам, менеджерам и творческим работникам придется работать в одной команде. Тогда конкретные культурные события будут приносить деньги. Как это происходит в Тихвине с фестивалем "Тихвинский Лель".

Татьяна Пономаренко, директор Галереи "Борей":

"Концепция написана сложным языком, может, я не все правильно поняла. Но кажется, что появилось движение навстречу современной культуре. Раньше речь шла преимущественно о сохранении и реставрации. Современная культура, видимо, должна была расти сама. А уровень культуры тем временем падал. Проблема в том, что через 50 лет уже некому будет оценить все то, что мы тут насохраняем. Но сдвиг, кажется, есть. Пойдем ли на конкурсы - не знаю. Если пригласят - пойдем".

Власти построят "свой" технопарк  »
Юридические статьи »
Читайте также