Такое кино Культуру переводят в сферу услуг

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». (Из «Декларации прав культуры» академика Дмитрия Лихачева)

«В рамках современной городской политики культура рассматривается как одна из отраслей по оказанию услуг населению». (Из «Концепции развития культуры Санкт-Петербурга на 2006–2009 годы» )

Как говорится, почувствуйте разницу.

По мнению Олега Басилашвили, в нашей стране «многие вопросы были бы решены, все встало бы на свои места, если бы наше общество, правительство, президент, Дума прочли маленькую книжечку на пяти страницах, написанную Дмитрием Сергеевичем Лихачевым». По-видимому, почти за двадцать лет, прошедших с момента опубликования «Декларации прав культуры», этого так и не произошло.

Собственно, и руководству Петербурга не было нужды тратиться на изобретение велосипеда. Брошюра Лихачева хоть и называется декларацией, но конкретики в ней предостаточно, тогда как одобренная городским правительством Концепция – бумага декларативная в самом нелицеприятном смысле этого слова. Академик Лихачев, определяя задачи власти в области культуры, говорил о необходимости создания «системы социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры».

Ничего из перечисленного в Концепции нет. А есть нечто похожее на размытое «заявление о намерениях». Причем происходящее на фоне символических заявлений губернатора Матвиенко о том, что вскоре не шпиль Петропавловского собора или Адмиралтейства будут главными доминантами Петербурга, а 300-метровый офис Газпрома…

Но, как говорится, не Газпромом единым. На «культурной карте» города есть и другие болевые точки. Вот, например, сколько ныне действующих кинотеатров сохранят свою первоначальную функцию по итогам объявленной «реорганизации» городской киносети, предусматривающей передачу большинства из них в частные руки? Какой будет система передачи таких зданий – через открытые торги, конкурсы на лучшее их использование с сохранением так называемой «культурной функции»? И не получится ли так, что раздача кинотеатров коснется прежде всего престижных зданий в центре, а не пресловутых «стекляшек» на окраинах, что давно пустуют или торгуют мебелью?

Обращение к этой теме почему-то вызвало гримасу недовольства на лице Василия Панкратова, заместителя Комитета по культуре и одного из разработчиков упомянутой Концепции:

– На мой взгляд, эта проблема, непонятно почему вдруг ставшая такой «больной», очень надуманная. Причем сознательно и – определенными людьми.

Он подтвердил, что, действительно, только шесть кинотеатров останутся в подчинении Комитета по культуре («Аврора», «Восход», «Дружба», «Заневский», «Родина» и «Аврора» в Петродворце). Но заметил, что выводимые из городской сети кинотеатры вовсе не обязательно перестанут выполнять «культурную функцию». Хотя признал, что четко прописанной системы обременений для потенциальных покупателей кинотеатров пока нет. И неизвестно, будет ли вообще. «Мы над этим работаем, – заверил Панкратов. – В конце мая должны будем внести на правительство наше консолидированное мнение о том, что надлежит сделать с этой сетью». Единственное, на чем Комитет по культуре намерен настаивать очень жестко, – так это на сохранении в его ведении кинотеатров, специализирующихся на показе фильмов для детей и юношества. Тогда им, как убежден Панкратов, можно будет помогать более эффективно. О том, кому и по какой схеме будет передаваться «балласт», в комитете не знают. «Конечно, должен быть конкурс, такова моя личная позиция, – подчеркивает Панкратов. – Но как чиновник я лично за это не отвечаю. Конкурсные процедуры проводятся всегда Комитетом по экономическому развитию»…

«Городская среда Санкт-Петербурга неповторима», – декларируется в Концепции. Как ее неповторимость будет сохраняться в условиях агрессивного внедрения «элитных» новостроек в исторический центр, массового вытеснения детских творческих центров, клубов, учреждений науки и культуры из приглянувшихся богатым инвесторам старинных зданий – на эти вопросы не дает ответа ни Концепция, ни заместитель Комитета по культуре.

– Не вижу я здесь совершенно никакой специальной тенденции, – говорит Василий Панкратов. – Детская филармония, к примеру, переехала из центра – ну и что? Ничего страшного не случилось. Они же из-за этого не уменьшили интенсивность своей работы. И вообще мы заинтересованы в том, чтобы в новых районах появлялись культурные учреждения. И надо учитывать современные экономические реалии. Хотя, конечно, нашу концепцию нельзя назвать рыночной, это не соревнование на выживание – она рыночная только отдельными своими элементами.

Признание такой вот «частичной беременности» заставляет еще больше сомневаться в том, что Концепция имеет сколько-нибудь серьезное экономическое обоснование. Вопросы законодательства в сфере культуры его действенности и совершенствования тоже проигнорированы.

Василий Панкратов соглашается с тем, что серьезным подспорьем стало бы принятие закона о меценатстве (предусматривающего налоговое послабления добровольным спонсорам), льготных арендных ставок для учреждений культуры – «но это ведь компетенция федерации, а не города».

Между тем исключение федеральных учреждений культуры и образования из числа тех, кому ранее предоставлялись льготы при уплате земельного налога, последнее тотальное повышение арендных ставок – инициативы именно петербургского правительства.

– Нам тоже этот закон не нравится, – признается Панкратов. – Но и КУГИ надо понять: перед ним поставлена серьезная задача – наполнение бюджета! Да, учреждения культуры потеряли многие привилегии, существовавшие ранее. Сколько у меня было встреч с некоммерческим сектором, они все говорят: да не надо нам денег, вообще ничего не надо, сами все сделаем, дайте только льготы на аренду. Если бы этот вопрос решился, никакие другие программы были бы не нужны. Но мы же не боги! Мы – комитет по культуре…

Татьяна Лиханова

Черные дни белой птицы История одной песни  »
Юридические статьи »
Читайте также