Иностранный капитал высекут и отфильтруют

В РФ ради национальной безопасности хотят ограничить прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику и внести поправки в корпоративное законодательство

Проект закона об ограничении иностранных инвестиций, который внесен в Госдуму, затрагивает 39 видов предпринимательства, включая атомную и оборонную промышленность . Для сделок понадобится одобрение Правительства РФ. Предложено также запретить приобретение контрольного пакета акций таких компаний иностранными акционерами.

Депутаты пожалели инвесторов

В проект закона при согласовании с рядом министерств и ведомств могут быть внесены поправки. Так, в ФСБ хотят расширить сферу госконтроля. Сейчас ограничения касаются разработок программ шифрования данных и некоторых других узких сегментов рынка. В ФСБ намерены ввести контроль в сферу телекоммуникаций и СМИ.

«А это уже явный перегиб», - заявил на Всероссийской конференции «Инвестиционная привлекательность и корпоративное управление российского бизнеса» член комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев. В таком случае могут возникнуть проблемы у целого ряда компаний.

Скажем, у медиа-холдинга «РБК», где велика доля иностранного капитала. Аналогичная ситуация - с рекомендацией ФСБ ограничить права иностранных инвесторов при приобретении активов российских естественных монополистов...

Крутые виражи спецслужб США

Подобная точка зрения российских депутатов демонстрирует позицию, которая значительно мягче, чем у их коллег, скажем, в США, где введены ограничения для прямых иностранных инвестиций в американскую экономику при реализации проектов в сфере морских и воздушных перевозок, телекоммуникаций и вещания, нефтегазового сектора, финансовых и банковских услуг.

В каждом таком случае поправка Эксона - Флорио предусматривает процедуру оценки сделок президентом США с точки зрения возможных последствий для безопасности страны. А при подозрении на угрозу президент вправе наложить на нее вето.

Правда, как уверяют в Американской торговой палате, этой процедуре с момента ее принятия в 1988 году подверглось не более 10% сделок, связанных с прямыми иностранными инвестициями в США. Из них только 1% из них анализировали по полной программе. И лишь один контракт был официально отклонен президентом США.

Сколько было расторгнуто контрактов из-за неофициального неудовольствия главы Белого дома, естественно, в отчетах АТП не указывают. Скажем, когда это касалось российско-американских проектов, которые обеспечивают передачу данных, начинающихся или заканчивающихся в США.

Известно, как чутко американские предприниматели прислушиваются к советам госдепартамента. И можно предположить, что многие из них вообще предпочитают не связываться с контрактами, которые требуют подобных уведомительных процедур. Если идут на них, то редко кто отваживается оспаривать те условия, которые порекомендуют включить в контракт американские спецслужбы.

Косвенно этот вывод подтверждает статистика поданных заявок на анализ сделок на предмет угрозы национальной безопасности: их пик пришелся на первые три года после принятия поправки Эксона - Флорио, а затем их вносили все реже и реже.

Тем не менее американские чиновники уверяют, что драконовская поправка нисколько не противоречит оказываемой США практике поддержки свободному движению капиталов. И действительно: капиталы при содействии правительственных структур всегда движутся свободно из США в другие страны. Но никак не наоборот.

В ФСБ РФ мягко стелют...

Предложения ФСБ выглядят в целом мягче, чем те процедуры, которые применяют к иностранным инвесторам США. Если соблюсти ряд формальностей, то никаких проблем для вступления РФ в ВТО при принятии таких поправок быть не должно.

Условия таковы: предсказуемость процедур уведомления об оценке на нацбезопасность, четкое соблюдение сроков анализа, гарантии сохранения конфиденциальности условий сделок. Анализ рисков не должен создавать преференций национальным компаниям или играть на руку определенным политическим кругам. Оценку должны проводить независимые специалисты во главе с экономистами, а органы безопасности - только их консультировать.

Если же возникает необходимость защиты отдельных отраслей национальной промышленности, то эти требования должны быть применимы не только к потенциальным зарубежным инвесторам, но и к действующим на рынке национальным предприятиям.

Считается, что таким критериям соответствуют законы не только США, но и других стран - членов ВТО. Ведь во всех рыночных странах, даже в Сингапуре, экономику которого считают одной из наиболее открытых для зарубежного капитала, введены для него ограничения (например в сферах банковской деятельности и СМИ).

Что же в таком случае беспокоит российских депутатов в тех предложениях, которые поступили из ФСБ? Очевидно, то, что в РФ всегда слишком вольно трактуют законы. И у спецслужб найдутся рычаги для чрезмерного воздействия на российскую экономику. Известны ведь случаи, когда под прикрытием национальной безопасности в министерствах создавали такие условия, которые отжимали с рынка частные компании, место которых впоследствии занимали госпредприятия.

Ударим законом по рейдерам

Другая группа поправок в российское законодательство связана с корпоративным правом. Они инициированы во многом благодаря позиции Минэкономразвития РФ, где всерьез обеспокоены ростом количества недружественных поглощений и деятельностью компаний-рейдеров: в РФ в последние два года зарегистрировано не менее сотни попыток незаконного захвата собственности. Все это грозит стабильному развитию российской экономики.

В связи с этим предложено упорядочить арбитражные процедуры. Уточнить, в каких случаях дела, вытекающие из корпоративных споров, могут быть подсудными, а в каких - нет. И пресечь некоторые рейдерские уловки.

Нередко на голову жертвы сваливается судебное решение, с которым предприниматель даже не успевает ознакомиться, как его компанию уже берут на абордаж... Потому подобные решения рекомендуют выносить только в судах по месту нахождения ответчика. И извещать о них заранее.

Другая уловка - взыскание долгов такими способами, которые парализуют юридическое лицо. Далее - финансовая несостоятельность и перехват управления компанией. Для противодействия рейдерам внесена поправка в закон, ограничивающая объем обеспечительных мер в корпоративном споре: они не должны останавливать производство и сбыт.

Наконец, ряд приемов недружественного слияния основан на том, что дела сейчас можно рассматривать и при отсутствии ответчика. Такую практику также хотят прекратить.

Правда, все предложенные поправки не дают ответа на главный вопрос: кого считать рейдерами, а кого - перекупщиками неэффективно используемой недвижимости? И где грань, отделяющая заботу об обеспечении безопасности государства, от мер, стимулирующих вовлечение в оборот имущества, которое при смене собственника может приносить государству вместо убытков прибыль?

Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга и Ленинградской области, млрд долларов

Субъект РФ

2000 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Петербург

1,16

0,70

0,99

1,42

Ленобласть

0,31

0,24

0,16

0,35

 

Источник: Федеральная служба госстатистики

Александр Воеводин

В ТСЖ не пойдем!..  »
Юридические статьи »
Читайте также