Владельцы старых брэндов плачут, а новых - радуются Торговлю спиртным в Петербурге поставили в сложное положение

С одной стороны, сокращается число аккредитованных компаний, которым разрешено торговать алкогольными напитками, возникли сложности с наклейкой новых акцизных марок на импортную продукцию. А с другой - на российский рынок прорывается все больше иностранных игроков.

По итогам первого в 2006 году конкурса на поставку алкоголя для розничной торговли и общепита в Петербурге статус аккредитованных поставщиков получили ЗАО «Вилаш» (производство вина и коньяков), ООО «Алком плюс» и «Хандо» (операторы алкогольного рынка Ленобласти), ООО «Зефа», «Алианта СПб» и «Вайн Дистрибьюторс» (оптовые компании Петербурга). Всего аккредитовали 152 компании.

Однако у 6 организаций (ООО «Балт-Нева», «Венгерский Торговый дом», «Дриада», «Пайол», «ПИТ Дистрибьютор» и ЗАО «Северный ветер») аккредитацию приостановили. Таким образом, число оптовых участников рынка сократилось. Но не настолько, как хотели в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации Петербурга: для облегчения контроля предлагали уменьшить их число вдвое. Не получилось.

Удар по акцизным

уклонистам

В предыдущие годы акцизов в Петербурге всегда собирали меньше, чем рассчитывали, основываясь на данных о розничном обороте алкогольной продукции. Петербургским производителям удавалось уйти от уплаты части акцизов за счет фиктивной отправки алкогольной продукции в другие регионы, которая на самом деле возвращалась на прилавки городских магазинов.

Но не они оказывались основными уклонистами, а предприятия оптовой торговли, где могли, например, использовать так называемую мальковую схему, при которой на большие бутылки наклеивали акцизные марки для меньших емкостей. Могли и вести двойной учет перемещения товара.

В связи с этим появились изменения в Федеральный закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя . Одним из инициаторов поправок были специалисты Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга.

Правда, в КЭРППиТ предлагали передать полномочия по изготовлению, приобретению и выдаче региональных спецмарок от Министерства по налогам и сборам уполномоченному органу правительства Петербурга. Эти и другие меры смягчили бы те проблемы, которые возникли в 2006 году в регионах в связи с выпуском акцизных марок нового образца и введения единой системы учета оборота алкогольной продукции в оптовом звене.

В срок успел получить новые марки лишь ограниченный круг производителей. Но не оптовые торговцы. А импортеры вообще оказались едва ли не последними в очереди.

Из-за этого некоторые были вынуждены приостановить закупки товара за рубежом. Например, ЗАО «Сварог». Перебои в цепочках поставок могут вызвать колебания цен на привозной алкоголь: сначала они могут снизиться из-за угрозы возврата части продукции, которая оклеена марками старого образца, а потом, после нормализации ситуации, - возрасти, чтобы оптовики покрыли издержки.

У импортеров сдают нервы

Это заставляет импортеров нервничать и идти на нестандартные маркетинговые ходы. Например, в странах ЕС наблюдают триумфальное шествие испанских вин. Их производители нашли способы сократить издержки и вслед за французами, выпустившими коллекцию недорогих вин, стали теснить продукцию южно-американских и австралийских виноделов.

Ряд экспортеров в 2006 году рискнул активизировать поставки испанской продукции в РФ. В частности, в ЗАО «Сварог». Однако если раньше в компании ориентировались на сбыт продукции в основном в торговых сетях типа «Патерссон», то теперь образцы некоторых ранее считавшихся элитными вин попали на реализацию в сеть эконом-класса - «Пятерочку».

Аналогично, кстати, поступили, стремясь ускорить оборот, и дистрибуторы коньяка Hennessy. Сложно сказать, чем закончатся эксперименты с реализацией подобных напитков в магазинах эконом-класса. Но сама попытка говорит о том, что у импортеров в связи со сменой акцизных марок явно сдают нервы.

Новые игроки на пороге рынка

Однако на волне неразберихи и убытков, которые терпят дистрибуторы традиционно представленных в РФ зарубежных брэндов, отмечены попытки активизировать продажи новых европейских коллекций. В частности, на это отважились владельцы испанского Brandy de Jerez.

Начальник торгово-экономического отдела посольства Испании Давид Фейхоо на презентации хереса в Петербурге заявил, что в продвижение этого вида бренди на российском рынке намечено в 2006 году вложить 15 млн евро. Его выпускают малые предприятия, которые не имеют ресурсов тягаться с производителями, скажем, французских коньяков. Потому 70% средств в продвижение напитка вкладывает испанское государство.

Средства пойдут, прежде всего, на ряд дегустаций и рекламных акций среди российских оптовиков и владельцев ресторанов. Остальное 3 испанские компании вложат в создание дистрибутивных сетей в РФ. В результате этих акций в 2007 году доля продаж хереса может составить до 2% от всех элитных импортных сортов бренди.

Начальник отдела продаж компании «ОКБ» Никодем Дакуо подчеркнул, что Петербург в создании дистрибутивной сети хереса играет ключевую роль: хорошо известно, насколько в городе на Неве любят пробовать новые напитки. И нередко именно отсюда моду на них перенимали в Москве.

Заметим, что в столице херес уже присутствует на прилавках торговых сетей. Правда, он там стоит намного дороже, чем в Испании, где средняя цена бутылки хереса -

26 евро. И он намного популярнее, чем известный в РФ другой сорт испанского бренди - Tores, который, кстати, продвигает в Петербурге ЗАО «Сварог».

Андрей Лазарев

"К топору!" призывают садоводы губернатора области Ё За что народ сердится на Валерия Сердюкова?  »
Юридические статьи »
Читайте также