Транспортная проформа

Как уже писала "Версия в Питере", 1 апреля 2006 года началась новая эпоха работы городского общественного транспорта. С этого момента все социальные и так называемые "тяготеющие" к ним коммерческие маршруты были перераспределены среди победителей назначенного еще в прошлом году конкурса на "право обслуживания пассажиров на социальных маршрутах общественного транспорта". Однако совпадение начала этой эпохи с известным в народе праздником, похоже, не случайно. На минувшей неделе прошли первые общественные слушания по итогам конкурса. Итоги, видать, оказались не столь радужными, как планировал ранее комитет по транспорту.

Программа - максимум

Главная идея конкурса заключалась в том, что около 50% социальных маршрутов путем конкурсной процедуры надлежало поделить между частными компаниями, остальная половина должна была остаться за "Пассажиравтотрансом". Результатом, по словам представителей комитета по транспорту, должно было стать улучшение качества обслуживания пассажиров, сокращение интервалов движения автобусов. Однако помимо всех этих благ, которые свалились на головы петербуржцев уже с первого апреля, возникли совсем иные аспекты транспортной реформы. И выходят они далеко за рамки маршрутной сети, попадая в сети бюрократические.

Программа - минимум

По сути, главными целями новоиспеченного конкурса стали две. Первая - "прореживание" числа предприятий, действующих на улицах города, и вторая - дележка денег городского бюджета, направляемых на субсидирование транспортных компаний-победителей. Как отметил на слушаниях глава комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов, в бюджете города есть позиция с "перечислением субсидий на выполнение городского заказа по перевозке граждан по регулируемым тарифам на 1 млрд. рублей".

Отметим, что в документации конкурса одной из строк, по которой определялись победители, значились именно средства, которые запрашивает та или иная компания в качестве компенсации за убытки при работе на социальных маршрутах. Так вот, самое интересное обнаружилось по итогам конкурса. В руки корреспондента "Версии в Питере" попал документ, где были обозначены эти самые заявки. И в нем при беглом осмотре (его мне пришлось видеть лишь минуту с рук одного из чиновников комитета по транспорту) несложно было заметить, что ряд победителей прописали суммы ну разве что на десятки рублей меньшие, чем проигравшие, а были случаи, когда суммы и вовсе совпадали!

Сопоставляя это, нетрудно предположить, что кое-кто, по-видимому, использовал "инсайдерскую" информацию, то есть знал заранее, какую смету представил другой. И, похоже, именно таким образом и произошло "прореживание" участников дорожного движения.

Подведение итогов

Победители вместе с комитетом по транспорту оценили итоги конкурса, заявив, что "транспортная реформа стартовала удачно". Тем не менее заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов все-таки успел выписать своего рода индульгенцию - "нам пришлось отложить выход своих машин на некоторые коммерческие линии. В настоящее время на линии не вышли порядка 500 машин, предназначенных для обслуживания коммерческих маршрутов".

Все это, по мнению замглавы комитета, произошло в связи с тем, что "на маршрутах продолжают работать как победившие, так и не прошедшие конкурс компании", и приструнить проигравших невозможно - отсутствует законодательная база. А проигравшие компании возразили: "Выигравшие конкурс на право перевозок по социальным маршрутам не справились с задачей". При этом они представили итоги мониторинга, который провели в первый рабочий день апреля. Получилось, что некоторые отмониторенные "победители" не смогли обслужить порядка 20 маршрутов. Но если их поддержал все тот же "Пассажиравтотранс", то, к примеру, потенциальные пассажиры маршрута N117 вовсе так и остались в потенциале - никто на этот маршрут не выехал. Все эти "огрехи" проигравшие связывают с нехваткой автобусов и водителей.

Работа над ошибками

В конце недели комиссия по городскому хозяйству ЗакСа вновь обсудила итоги конкурса. Их оценка оказалась ближе к мнению "Ассоциации проигравших". По словам Михаила Амосова, "у нас в городе произошла искусственная монополизация рынка маршрутных перевозок. Конечно, комитету по транспорту легче работать с шестью большими компаниями, нежели с пятьюдесятью мелкими".

По итогам слушаний комиссия "рекомендует признать недействительными результаты проведенного в декабре 2005 года конкурса". Депутаты решили пригласить вице-губернатора Олега Виролайнена выступить на ближайшем заседании ЗС по данной проблеме. Ну а неделей раньше по этому вопросу высказалась представитель Минюста РФ по СЗФО Марина Лемехова. Она заявила о том, что относительно закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте..." была проведена правовая экспертиза, которая выявила несоответствие данного закона федеральному законодательству и Конституции РФ .

Что же касается собственно конкурса, то законодательство "предписывает организацию конкурса на право осуществления коммерческих перевозок, чего не было заявлено в конкурсной документации". Напомним, что конкурс был объявлен только на социальные маршруты. Не обошла вниманием данный вопрос и представитель прокуратуры Санкт-Петербурга Наталья Попова. Она сообщила, что по результатам их проверки также найдены нарушения в той части, что на конкурс не были вынесены коммерческие маршруты. Более того, 13 марта, по словам Натальи Поповой, прокуратура Петербурга вынесла вице-губернатору Олегу Виролайнену предписание, указав на факты нарушения закона. И в течение месяца, то есть до 13 апреля, в прокуратуру должен быть предоставлен ответ о принятых мерах по исправлению нарушений.

Продолжение следует

С одной стороны, немного обидно, что "независимые" перевозчики вдруг взывают к общественности сейчас, а не тогда, когда за пяти-шестикилометровый маршрут, например мой - 70-й, они выставляли ценник в 16 рублей. Правда, сейчас некоторым районам повезло, и проезд в маршрутках подешевел аж до 10 рублей (вот где настоящая конкуренция!).

Однако при этом, когда проигравших попытаются убрать (в ЗакСе зреет решение штрафовать проигравших по 100 тыс. рублей за выход на маршруты), стоимость проезда явно поползет вверх. Еще одним фактом, явно не пошедшим в плюс комитету по транспорту, стали несколько серьезных аварий последнего времени, произошедших именно с компаниями-победителями.

Приобщив к этому еще 11 исков, которые подали проигравшие компании в суды города, становится понятно, что передел еще не закончился. И проформа - простите, реформа - действительно еще только началась...

Андрей Романов

Про... ...новый университет  »
Юридические статьи »
Читайте также