Таможенное регулирование. Таможенная стоимость Ошибки, допускаемые при ее определении и контроле

Таможенная стоимость используется для обложения товаров, пересекающих границу, пошлиной. Одной из наиболее острых проблем для предпринимателей, перевозящих товары через границу, является определение и документальное подтверждение этой величины. Споры с таможенниками о правильности заявленной таможенной стоимости тех или иных товаров стали обычным делом.

Базой для исчисления таможенных пошлин и налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 Таможенного кодекса РФ ). Таможенная стоимость рассчитывается и заявляется декларантом при перемещении товара через границу. Правильность определения таможенной стоимости контролируют органы, производящие таможенное оформление товара.

Методы определения таможенной стоимости установлены Законом РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» . Основным является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, или, как его еще называют, первый метод (п. 2 ст. 18 Закона о таможенном тарифе). В случае его применения, таможенной стоимостью ввозимого на территорию РФ товара будет считаться цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за этот товар на момент пересечения им таможенной границы (ст. 19 Закона о таможенном тарифе).

Если первый метод использовать невозможно (цена сделки отсутствует, и ее нельзя определить и т. д.), тогда декларант или таможенные органы применяют последующие, предусмотренные Законом о таможенном тарифе, методы. Судебная практика говорит о том, что невозможность применения какого-либо метода таможенники должны документально обосновать. При этом ссылка на отсутствие ценовой или иной информации в качестве обоснования неприменения того или иного метода допустима лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.05 № 29 ).

Причины отказа

Если декларанту в применении первого метода все же отказывают, он вправе потребовать документы, подтверждающие невозможность использования данного метода. Исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых первый метод не может применяться, содержится в статье 19 Закона о таможенном тарифе.

Следует отметить, что декларанты нередко сами забывают включать в таможенную стоимость те компоненты, которые установлены Законом о таможенном тарифе (ст. 19). Так, многие компании не заносят в стоимость товара лицензионные платежи.

В настоящее время таможенными органами практикуется отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости взаимозависимым лицам. По Закону о таможенном тарифе организации считаются взаимозависимыми, если один из участников сделки – физическое или должностное лицо – является одновременно должностным лицом другого участника сделки, а также, если участники связаны трудовыми или родственными отношениями. Закон признает организации взаимозависимыми и в ряде других случаев (подп. «г» п. 2 ст. 19). Тем не менее наличие взаимозависимости между организациями не всегда является основанием для отказа в определении стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. В использовании первого метода декларанту могут отказать только в том случае, если будет доказано, что взаимозависимость повлияла на цену сделки (письмо Минфина России от 06.02.06 № 03-10-05/10 ). Доказать это обстоятельство почти невозможно.

Необоснованные требования

Довольно часто в подтверждение заявленной таможенной стоимости у предпринимателей требуют дополнительные документы – экспортную декларацию, калькуляцию себестоимости товаров, страховой полис на перевозку товаров и т. д. Однако ВАС РФ прямо указал, что обязанность предоставлять по требованию таможни документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот реально располагает или должен иметь в силу закона либо обычая делового оборота (постановление Президиума ВАС от 19.04.05 № 13643/04 ).

Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров содержатся в Приказе ГТК от 16.09.03 № 1022 . Состав этих документов зависит от вида сделки и метода определения таможенной стоимости. Скажем, паспорта сделок, транспортные накладные, счет-фактуры (инвойс) декларант представить обязан. А все, что в приказе не указано (экспортные декларация, расчет себестоимости, страховки и т. д.), таможенный орган может только попросить. Причем если таких документов декларант не представит, то их отсутствие не может однозначно свидетельствовать о недостоверности заявленной таможенной стоимости, когда она подтверждается и (или) не опровергается иными документами (доказательствами).

Важна процедура

Зачастую таможенниками не соблюдается сама процедура принятия решения о таможенной стоимости. Так, определяя самостоятельно таможенную стоимость товаров, таможенный орган обязан оформить свое решение декларацией, обязательно направив ее декларанту (п. 21 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утв. приказом ГТК России от 05.12.03 № 1399 ). Однако нередко о своем решении таможенники извещают письмом, что является нарушением и может служить «железным» основанием для оспаривания действий таможенных органов.

Право на обжалование

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, или со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия (ст. 48 ТК РФ ). Обжаловать решение таможенников можно либо в вышестоящий орган (региональное таможенное управление или Федеральную таможенную службу), либо в арбитражный суд. Причем предпочтительнее использовать сначала ведомственную систему контроля. Практика показывает, что ФТС удовлетворяет до 80 процентов всех жалоб, которые к ней поступают.

Мария Батракова, эксперт «УНП»

Льготы для иностранных инвесторов  »
Юридические статьи »
Читайте также