Город расстается с топливным рынком Смольный уходит из состава акционеров ПТК по малому

До конца года должны быть проданы 1,6% акций ЗАО "Петербургская топливная компания", находящихся в собственности города. Во время губернаторства Владимира Яковлева, несмотря на ряд противоречий между Смольным и руководством компании, ПТК обладала сильным лобби в городском правительстве. Новая команда, которая займет Смольный, после грядущих выборов может изменить правила игры на топливном рынке.

Согласно Распоряжению КУГИ №1103-р, вышедшему 7 августа, данный пакет акций должен быть приватизирован в III-IV кварталах 2003 г. Акции не могут быть проданы ниже 56,5 тыс. рублей.

До середины 2001 г. город обладал 14,5% акций ЗАО ПТК, однако в результате эмиссии акций этот пакет был "размыт" до 1,6%. Фактически после того как ПТК выполнила возложенную на нее миссию, город не смог реализовать данный актив с выгодой для себя.

Судьба "Сургута"

ПТК была создана в сентябре 1994 г. с подачи мэра Петербурга Анатолия Собчака. Практически с первого дня существования компания вела имущественные споры за городскую недвижимость с НК "Сургутнефтегаз". Анатолий Собчак негативно отнесся к указу Президента РФ о создании в России вертикально интегрированных нефтяных компаний. Согласно этому указу НК "Сургутнефтегаз" получала в Петербурге надел -- Киришский НПЗ, нефтебазы "Ручьи", "Леннефтепродукт", "Красный нефтяник" и розничную сеть АЗС "Нефто-Комби".

Петербургская мэрия посчитала передачу нефтяникам городской собственности несправедливой и создала свою компанию -- ПТК. Руководители крупных промышленных и транспортных предприятий города приняли участие в учреждении ПТК, тем самым поддержав город в борьбе с нефтяниками.

В состав учредителей ПТК вошли КУГИ Петербурга и более 15 известных предприятий, среди которых -- авиапредприятие "Пулково", Кировский завод, БМП.

В результате многолетней борьбы ПТК перешла значительная часть активов и топ-менеджеров "Сургута". Последний сумел сохранить за собой лишь Киришский НПЗ. За время существования компании СМИ, несмотря на то что у руля компании находилось много известных людей (в том числе и ныне работающих в Администрации Президента), не раз проводили параллель между ПТК и тамбовской ОПГ. Владимир Кумарин, которого в прессе называли лидером "тамбовцев", в конце 90-х занимал должность вице-президента ПТК.

К этому времени на городском розничном топливном рынке сформировалась настоящая конкурентная среда. Фактически к этому моменту миссию ПТК (с точки зрения Смольного) можно было считать выполненной.

Топливный кризис

В конце 90-х прошлого века ПТК оказалась в эпицентре скандала. Во время топливного кризиса чиновники Смольного (уже из команды Владимира Яковлева) смогли договориться о гарантированных поставках топлива от НК "Сургутнефтегаз". В качестве уполномоченного получателя и распространителя этого топлива была выбрана ПТК, ответственным за это направление был вице-губернатор Юрий Антонов, одновременно входивший в совет директоров ПТК. Многие участники топливного рынка с таким подходом не согласились. Дело дошло до подозрения Юрия Антонова в необоснованном лоббизме и обращении в прокуратуру.

После этого в 2001 г. губернатор Владимир Яковлев принял решение продать принадлежащий городу пакет акций ПТК, так как реально 14,5% акций не позволяли влиять на политику компаний. Оставшиеся акционеры провели эмиссию акций (Смольному также было сделано предложение поучаствовать в ней), в результате чего доля города уменьшилась до 1,6%. Свои действия они объяснили тем, что возникла возможность проникновения в компанию конкурирующих структур. В начале 2003 г. Юрий Антонов занял пост вице-президента ПТК.

Неясное будущее

Новая команда чиновников Смольного может изменить ситуацию на топливном рынке. За эти годы вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) не смогли завоевать петербургский рынок, несмотря на многократные обещания.

До сих пор более 50% розничного рынка в Петербурге принадлежит операторам, не имеющим собственной добычи и переработки нефти. При этом практически всем операторам было сделано предложение о покупке сетей АЗС от ВИНКов. Однако с крупнейшими -- ПТК, "Фаэтоном", "Балт-Трейдом" -- так договориться и не удалось. Сейчас местные, в основном независимые участники рынка ратуют за принятие Смольным программы строительства АЗС.

Принятие этой программы поможет им сохранить бизнес и стоимость своих сетей АЗС. В противном случае ВИНКи смогут начать активно строить свои АЗС (в том числе прямо напротив существующих АЗС) и ограничить продажу топлива независимым операторам, заставив их тем самым покинуть рынок.

Андрей Ершов

Высший арбитражный суд признал законной продажу акций Котласского ЦБК и Братского ЛПК  »
Юридические статьи »
Читайте также