«Газелей» век, увы, недолог... Проблемы транспортной реформы были темой вчерашнего «часа правительства» в Мариинском дворце

Вчера депутаты Законодательного собрания рассматривали во втором чтении внесенные губернатором изменения в действующий закон о наземном пассажирском общественном транспорте Вопрос этот, что называется, назрел и перезрел: до сих пор не смолкают дискуссии о целесообразности январского повышения платы за проезд, ропщут проигравшие на недавнем конкурсе владельцы маршруток и т. д. и т. п. Той же проблеме были посвящены недавние депутатские слушания, а к вчерашнему второму чтению проекта закона было подано в общей сложности свыше 120 различных поправок.

Но, для того чтобы предметно во всем разобраться, депутаты решили пригласить на «час правительства» вице-губернатора Олега Виролайнена, курирующего транспортную реформу. Выступая с трибуны Большого зала, вице-губернатор заявил о том, что работа транспорта волнует сегодня горожан едва ли не больше, чем проблемы ЖКХ. А потому начатая здесь масштабная реформа для городского правительства вторая по своей социальной значимости. Во многом здесь приходится идти своим непроторенным путем, так как федерального закона о маршрутных перевозках нет, не принят Госдумой и устав автомобильного транспорта .

Валентина Матвиенко поставила задачу изменить ситуацию с транспортом, и первым шагом здесь стал конкурс на право осуществлять маршрутные перевозки. Утверждая маршрутную сеть и оставляя за собой 50 процентов пассажирского транспорта, городское правительство начало привлекать в эту сферу частный бизнес. Если этого не делать, то, по словам О. Виролайнена, пассажирский транспорт будет стоить бюджету 6 миллиардов рублей в год, что просто неподъемно. А потому было решено так: частная фирма, победившая в конкурсе, выводит на социальный автобусный маршрут одну свою машину и одновременно, чтобы минимизировать свои убытки, получает право отправить 6 автобусов на коммерческую трассу.

Вице-губернатор признал, что в ходе подготовки к конкурсу были допущены некоторые просчеты в разработке документации. В условиях «первопроходчества» такое, увы, случается. Но ошибки непременно будут исправляться, для чего активно работает группа специалистов комитета по транспорту и Федеральной антимонопольной службы.

О. Виролайнен напомнил, что уже сегодня транспортная реформа приносит первые результаты: на улицы вышли шестьсот с лишним новых автобусов, интервалы движения на ряде маршрутов реально сокращены.

На вопрос одного из депутатов о том, почему мелкие компании оказались лишенными права возить петербуржцев, О. Виролайнен откровенно сказал, что время «Газелей» на пассажирских маршрутах уже проходит. «Мы сознательно заменяем ларьки торговыми комплексами, а мелких перевозчиков — крупными», — подчеркнул он, напомнив, что это составная часть политики по превращению Петербурга в мегаполис с европейскими стандартами жизни. Вице-губернатор заметил также, что 15 жалоб проигравших конкурс перевозчиков лежат сегодня в арбитражных судах без движения, поскольку сами истцы не заинтересованы в скорейшем рассмотрении дел. «Им просто выгодно держать нас в напряжении», — констатировал он.

Ну а рассмотрение многочисленных поправок к законопроекту после такого обстоятельного обсуждения прошло очень быстро. Приняли в итоге лишь одну из них, поданную спикером ЗакСа Вадимом Тюльпановым. Суть ее в том, чтобы защитить победителей конкурсов на право перевозок, жестко запретив кому-либо еще, кроме них, выходить на данный маршрут.

Документ ушел на третье, окончательное, чтение.

Вчера же собрание приняло за основу внесенные В. Тюльпановым долгожданные изменения в закон о выборах депутатов ЗакСа , в которых учтены присланные еще до Нового года в Мариинский дворец замечания председателя Центризбиркома Александра Вешнякова. Главные корректировки следующие: к участию в партийных списках допустят и беспартийных граждан, которых делегируют туда партийные конференции, предусмотрен механизм снижения 7-процентного барьера, в случае если его преодолеет лишь один партийный список или же если все списки в совокупности не набрали 50 процентов голосов избирателей. Предусмотрена также возможность замены депутата, чьи полномочия прекратятся досрочно, другим кандидатом из того же партийного списка.

В качестве законодательной инициативы принят предложенный В. Тюльпановым проект изменений в УК РФ, предлагающий ужесточить наказания за преступления, совершенные по мотивам расовой, религиозной ненависти или вражды. За убийство по этим мотивам, в частности, предлагается наказывать сроком лишения свободы от 10 до 20 лет, или пожизненным заключением, или даже смертной казнью. Принято также инициированное фракцией Партия ЖИЗНИ и поддержанное большинством депутатов-«единороссов» обращение к президенту страны, в котором дана политическая оценка совершенного недавно в Петербурге убийства сенегальского студента. По мнению депутатов, не исключено, что кто-то пытается с помощью таких преступлений навесить на Петербург ярлык «столица русского фашизма» и поставить под сомнение успешное проведение летнего саммита «большой восьмерки». Напомним, что именно такую оценку высказывали и «Санкт-Петербургские ведомости» еще в субботу.

Одновременно депутаты предлагают дополнить перечень реализуемых сейчас национальных проектов еще одним, с условным названием «Правоохранительная реформа». Цель такого проекта — всемерное укрепление правоохранительных структур для пресечения любых посягательств на жизнь и безопасность россиян и иностранцев вне зависимости от цвета их кожи.

Александр Рабковский

Юридические статьи »
Читайте также