Сюжет для небольшого бюджета как на городской культуре скажется реформирование системы ее финансирования?

Правительство Петербурга утвердило Концепцию развития культуры Петербурга . Главный (тут мы уже не отстаем от остального мира) вопрос - финансирование. Кому предоставят бюджетные средства на новый спектакль или выставку, а кому придется добывать деньги самому?

В 1993 году тогдашний председатель комитета по культуре Елена Драпеко предлагала оценивать работу учреждения культуры с помощью экспертных советов, составленных из независимых специалистов. Тогда эта идея легла под сукно, но сейчас реформа финансирования культуры неизбежна, поскольку на этом настаивает экономический блок правительства РФ.

Петербургская концепция, разработанная комитетом по культуре, предлагает 6 критериев оценки качества "культурной услуги" - востребованность, доступность (географическая и финансовая), статусность (насколько событие повышает престиж Петербурга), динамизм (творческое начало в событии), устойчивость (пополнение золотого запаса культуры), эффективность (в том числе экономическая).

Журнал "Город", пытаясь разобраться, что будет с городской культурой после реформы, провел "круглый стол" с руководителями учреждений, который финансируются комитетом по культуре.

1. Ваше учреждение финансируется из городского бюджета. Как выглядит смета расходов?

Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой:

- Зарплата сотрудников определяется штатным расписанием (кстати, мне неизвестно, как изначально определялся размер этого штата). Размеры коммунальных и прочих эксплуатационных расходов выведены эмпирическим путем по счетам за прошлые годы и действующим тарифам. Меня больше всего интересует статья расходов собственно на музейную деятельность - выставки, издание книг, компьютерные технологии, приобретение экспонатов... В этом году на все это нам отпущено из городской казны 1,58 млн рублей. Эта сумма определяется путем разрезания общего бюджетного пирога, предназначенного культуре.

Александр Петров, художественный руководитель театра "Зазеркалье":

- На 2006 год нам выделено 1,5 млн рублей с обещанием увеличить смету до 2,5 миллиона. Эта сумма - усредненный расчет потребностей. Для каждого театра она зависит от его размера, категорийности, иногда некоторых представлений о значимости конкретных театров. Эту сумму мы можем разделить на создание новых спектаклей по своему усмотрению. Проблема в том, что она смехотворно мала. Стоимость одной большой постановки начинается от 2,5 миллиона, хотя можно сделать спектакль и за 300 тысяч. Поэтому мы делим ее на части. Работаем где-то в долг, где-то под гарантийное письмо и т.д. Эта кадриль продолжается уже много-много лет, но только она является единственным способом существования государственных театров.

Виктор Ермаков, директор Детской школы искусств No 4:

- Наша смета определяется очень просто: норматив на одного учащегося умножается на количество детей, которые у нас занимаются. Эта система существует с 2002 года. У нас на бюджетные деньги учится около тысячи человек, без зарплат и коммунальных расходов я получил в 2006 году около 3 миллионов рублей. Могу потратить их на приобретение музыкальных инструментов, на ремонт, оставить на аварийные ситуации. В этом году ремонт здания потребует 1 млн рублей, приобретение инструментов - 1,5 миллиона. Лучше купить инструмент подороже, чем вскоре оплачивать его реставрацию.

2. Есть ли способы увеличить бюджетное финансирование?

Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой:

- Есть три лазейки. Можно запросить денег из дополнительного приоритетного финансирования, например, на реставрацию каких-то вещей из фондов музея, чтобы их спасти. Небольшие средства можно получить от городской закупочной комиссии на пополнение коллекции. Можно подать заявку в Фонд развития культуры, это нечто подобное участию в грантовом конкурсе. Все лазейки не дают никакой твердой гарантии на их получение. Дадут или не дадут - решает комитет по культуре. Надежной остается только та сумма, которая утверждается по смете бюджета. Если нужны деньги на проекты, следует подавать заявки на дополнительное финансирование из Фонда развития культуры.

Александр Петров, художественный руководитель театра "Зазеркалье":

- Нет. Мы все "под одним котлом". Комитет по культуре, понимая нужды театров, ведет себя порядочно по отношению ко всем, но все зависит от размера этого котла. Существует фонд развития культуры, который выдает гранты. Но это уязвимая вещь. Вам это кажется гениальным, мне как члену экспертного совета - полным бредом. Третейского суда на сегодня нет. Любой совет, кроме чиновников, состоит из людей, которые сами руководят театрами. Нет людей, стоящих над схваткой. Даже покойный Андрей Петров, при всем его уме, гибкости и порядочности, был заинтересован в проведении нескольких музыкальных фестивалей, и комитет ему помогал. Я считаю, правильно делал, но были и другие мнения.

Виктор Ермаков, директор Детской школы искусств No 4:

- Если я докажу, что могу увеличить число учащихся на несколько десятков, - получу больше. Уйдет "контингент", значит, получу меньше. Разумеется, я не могу увеличивать число учащихся бесконечно, площади не позволят. Получить деньги после утверждения бюджета возможно, но только в последние месяцы года. Кто-то из коллег деньги не использовал, я пишу письмо в комитет по культуре. Обычно мне идут навстречу. Иногда договариваемся с коллегой-директором: я возьму небольшую сумму у другой школы в долг, чтобы в следующем году его вернуть.

3. Городское правительство предлагает административную реформу, которая предусматривает финансирование бюджетных учреждений по другой схеме. Это хорошо?

Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой:

- Эта система ориентирована на результат. Для музея, это прежде всего увеличение контактов с обществом. Сейчас музей посещают 30 тысяч человек в год, хотелось бы, чтобы было не менее 100 тысяч. Одна тема "Жизнь и судьба Ахматовой" столько посетителей не притянет. У нас есть специальные выездные программы, занятия с детьми-инвалидами, экскурсии для слабовидящих. Я готова защищать эти проекты.

Александр Петров, художественный руководитель театра "Зазеркалье":

- Считаю, что проводить реформу не следует. Новая система несет еще больший хаос и еще больший абсурд. Я рассчитываю на то, что когда-нибудь в нашей стране появится закон о меценатстве. Он позволит спонсорам, дающим деньги на постановки, освободится от части налогов.

Виктор Ермаков, директор Детской школы искусств No 4:

- Наша головная боль совсем в другом - в заработной плате. В 2006 году нам наконец удалось перейти от доплат к зарплате, которая определяется тремя параметрами - образованием, квалификацией, стажем. Можешь работать на две ставки - пожалуйста, больше не разрешу, не потянешь качество.

4. Как вы относитесь к экспертным советам, которым отводится роль судей?

Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой:

- Насколько мне известно, уже с будущего года возможен переход от обязательных 1,58 млн рублей плюс 10% на инфляцию к рассмотрению заявок музеев. Этим займется экспертный совет. Как я понимаю, он будет состоять из чиновников, поскольку речь идет о распределении городских бюджетных денег. Думаю, что 10 городских музеев из 16 станут на дыбы. "Музейные дамы" обоего пола привыкают к музейной текущей деятельности - по инерции, изо дня в день - на скромное, но привычное финансирование. Музеи учреждения крайне консервативные. Вероятно, вначале потребуются компромиссные решения.

Александр Петров, художественный руководитель театра "Зазеркалье":

- Каждому из нас кажется, что мы все достаточно объективно относимся друг к другу. Это неверно, все субъективны, все заинтересованы в каком-то лоббировании. Даже если представить себе некое стерильное распределение. Вот вам пример. В этом году четыре петербургских театра, в том числе и наш, по совокупности творческих и экономических достижений, получили на год премию правительства Петербурга, которая предназначена на выплату прибавок к зарплате. Для нас - это приятное известие, но для коллег из других театров - оно выглядит как обида и оскорбление. Денег мы получили немного, зато отношения с другими театрами сильно усложнились.

Комментарий

Александр Максимов, начальник отдела экономического развития и государственного заказа комитета по культуре:

- На 2006 год комитет по культуре получил бюджет развития 30 миллионов рублей. Дважды в год при корректировке городского бюджета мы получаем дополнительные средства. Еще один источник дополнительных денег - тендеры. Например, сэкономленные средства, выделенные на ремонт театров, можно направить на новые постановки. Этот путь самый живой, но он требует тщательной проверки документов участников конкурсов. Разумеется, мы понимаем, что комитет осуществляет долевое финансирование новых постановок, недостающее театрам приходится зарабатывать самим.

Основой для распределения средств по учреждениям культуры являются 8 целевых программ комитета - гранты, театральные постановки (существует с 2006 года), Фонд развития культуры (он финансирует и негосударственные учреждения), фестивали и конкурсы и т.д. В этом году 45 самых значимых фестивалей и конкурсов утверждены постановлением правительства Петербурга с указанием организаторов. Это позволяет не проводить тендеры среди потенциальных организаторов. Ясно, что 10-й фестиваль Сергея Курехина будет делать Фонд Курехина, но без постановления пришлось бы проводить тендер.

Кто сколько средств получит, решается экспертным советом, состоящим из представителей комитета, самих учреждений и творческих союзов. Задача самих учреждений - найти способ подать себя.

Необходимость реформы существующей системы вызвана тем, что упомянутые 30 млн рублей получены путем умножения расходов предыдущего года на коэффициент инфляции. Если требуется ее увеличить, то очень сложно доказать это коллегам из других комитетов администрации Петербурга, мы увязаем в согласованиях и расчетах.

Новая система в терминах комитета финансов называется "бюджетирование, ориентированное на результат". Проблема в том, что никто всерьез не занимался критериями качества в сфере культуры. Есть только опорные понятия - посещаемость (для театров, музеев и библиотек), количество экспонатов (для музеев), количество книговыдач (для библиотек). Отдельная тема - необходимость сохранить дополнительное детское образование (музыкальные школы и т.п.).

Реформа бюджетирования культуры намечена на 2007 - 2009 годы.

Выводы

В выигрыше от административной реформы окажутся детские учреждения, которые приняли новую систему как данность, они конкурируют "за контингент".

Музеи - осторожно "за". Труднее всего придется небольшим и нераскрученным музеям. В лучшем положении окажутся музеи-бренды, как Эрмитаж (но таких всего несколько в стране), и мобильные музеи, готовые в поисках спроса работать не по профилю.

Театры - "против": дополнительных денег, которые они смогут получить, все равно будет мало, а сбор доказательств перессорит всех со всеми.

Справка

В ведении комитета по культуре Петербурга находится 20 театров (7 музыкальных, 7 драматических, 6 детских), 16 музеев (в том числе 4 музея-заповедника и 19 филиалов), 44 детские музыкальные и художественные школы.

Дмитрий Новик

Дуб, несущий золотые яйца кому выгодно бороться за зеленый змий зеленых насаждений в Петербурге?  »
Юридические статьи »
Читайте также