Отчетность порождает проблемы

СПб. Законодательством не предусмотрены специальные формы отчетности для организаций, выигравших тендер на выполнение работ по госзаказу.

Однако проблемы по отчетности существуют. Основной проблемой отчетности по госзаказу является бухгалтерская безграмотность предпринимателей. При работе с бюджетными средствами предъявляются повышенные требования к бухгалтерской отчетности, часто предприниматели, выигрывающие тендер на выполнение госконтракта, работают по упрощенной системе налогообложения или не имеют в штате бухгалтера.

"В итоге возникают всевозможные ошибки и неточности, чем и пользуется Комитет финансов, - говорит юрисконсульт ЗАО "Юридическое бюро "Аболиция" (22811)* Аркадий Басин. - Предприниматели подают отчеты, основываясь на общих положениях бухучета, однако Комитет финансов и его контрольно-ревизионные службы проводят проверки на основании Бюджетного кодекса , который регламентирует работу с бюджетными средствами. В результате возникает неприятие расходов по государственному контракту".

Вторая, не менее важная, проблема в том, что тендеры по гос-контрактам часто заканчиваются в последних числах года. В то время как по закону все средства, выделенные из бюджета, должны быть освоены в пределах бюджетного года (с 1 января по 31 декабря) и отчетность по ним сдана до 31 декабря. Неосвоенные средства должны быть возвращены и вновь выделены. Механизма переноса средств из одного финансового года в другой нет.

"Оплата по заказу приходит после выполнения заказа и предоставления отчета, - рассказывает Аркадий Басин (851222)*. - Парадокс в том, что, если предприниматель оплатит выполненные работы третьими лицами в следующем финансовом году, его обвиняют в нарушении условий контракта по обращению с бюджетными средствами, то есть что он вышел за сроки контракта".

По этой причине Санкт-Петербургский союз предпринимателей 4 года судится с Комитетом финансов администрации города: по госзаказу (создание общественной приемной для предпринимателей), выигранному в 2001 г., союзу удалось отчитаться только в 2002-м.

Раньше - проще

Отношения государственного заказа регулируются сейчас Гражданским кодексом РФ , а также Федеральным законом от 13.12.1994 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и вступающим в силу с 1.01.2006 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" .

По словам аудитора ООО "АКГ "Юридическая Бизнес Коллегия" (16177)* Екатерины Чернышевой, ранее нормативные акты, регулирующие отчетность по определенным видам госзаказа, были. "Ранее действовал Приказ Госстроя РФ от 29.09.2003 370 , - говорит Екатерина Чернышева, - данным приказом был предусмотрен, в частности, следующий порядок приемки НИОКР: при завершении выполнения этапа или всей работы исполнитель представляет в структурное подразделение комплект отчета о выполненной работе. Отчетная документация по опытно-конструкторским работам должна оформляться в соответствии с требованиями ЕСКД (пп. 6.1-6.3 Приложения 5 к Приказу 370). Приказ 370 утратил силу в связи с изданием Приказа Госстроя РФ от 16.04.2004 123 ".

Юрисконсульт ЗАО "Юридическое бюро "Аболиция" Аркадий Басин считает, что контрольно-ревизионные службы и подрядчики говорят на разных языках.

кстати

Чтобы правильно отчитаться по госзаказу, необходимо:

- Быть очень осторожными и пунктуальными в обращении с бюджетными средствами.

- Вести обязательный раздельный учет по бюджетным средствам.

- При оплатах вне срока контракта и за пределами финансового года обязательно написать письмо с просьбой или хотя бы уведомить заказчика.

- Обязательно согласовывать подробный бизнес-план и смету по его разделам. Поскольку нельзя отступать от нее без разрешения, так как это будет нецелевое использование средств, чем бы оно ни оправдывалось.

Источник: ЗАО "Юридическое бюро "Аболиция"

Асташенкова Галина

Государственный заказ идет к малому бизнесу С 1 января 2006 года изменятся конкурсные процедуры  »
Юридические статьи »
Читайте также