Жалобный призыв Почему Госдума не хочет брать на себя ответственность за реформу ЖКХ?

В минувшую пятницу Госдума приняла обращение к премьеру Михаилу Фрадкову под названием "О неотложных мерах по развитию и реформированию жилищно-коммунального хозяйства и ограничению роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги".

Текст обращения достаточно примечателен.

Суть претензий

Парламент "с обеспокоенностью отмечает, что качество содержания жилищного фонда, качество коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует потребностям и размерам платежей граждан, а также общему объему финансовых ресурсов, направляемых в жилищно-коммунальное хозяйство". При этом "планово-предупредительный ремонт оборудования и сетей систем водоснабжения и теплоснабжения практически уступил место аварийно-восстановительным работам". Отмечается, что в сфере ЖКХ сохраняются "нерыночные отношения", имеет место "низкая эффективность системы государственного регулирования размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги", отсутствует система учета потребляемых гражданами ресурсов по показаниям соответствующих приборов и нет "государственного контроля за экономической обоснованностью тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса".

В результате, как констатируют депутаты, "у организаций жилищно-коммунального хозяйства отсутствует заинтересованность в рациональном ведении своей деятельности, росте производительности труда, внедрении новых технологий в производство, во вложении инвестиций в его модернизацию". А инвестиций, которые необходимо привлечь для "технологической модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры", нет по той причине, что многие организации ЖКХ являются безнадежными должниками. Долги эти возникли "в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств со стороны органов, исполняющих бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации". Иначе говоря - со стороны правительства, региональных и местных администраций.

К правительству у депутатов есть и другие претензии. Оно, по мнению парламентариев, "не обеспечивает издание нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в частности, нормативных правовых актов по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства, установления экономически обоснованных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, создания условий для привлечения инвестиций в эту отрасль". Плохо выполняется и закон (о нем автор рассказывал в свое время на страницах "СПб Курьера"), который дает Федеральной службе по тарифам право устанавливать предельные размеры увеличения тарифов ЖКХ . По сути, ФСТ, вместо того чтобы жестко следить за региональными решениями, идет на поводу у особо "настойчивых" губернаторов и легко разрешает им повышать тарифы на большую, чем у других, величину, устанавливая для этих регионов "индивидуальные" пределы роста тарифов.

Что просят депутаты?

Перечень этих просьб достаточно обширен и включает аж 12 пунктов.

Поручить ФСТ контролировать соблюдение в регионах установленных ею же предельных индексов роста тарифов. Принять правовые акты - в том числе о правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, о порядке перерасчета платежей граждан "за отдельные виды коммунальных услуг за период их временного отсутствия", а также о порядке перерасчетов, если услуги предоставляются не вовремя или "ненадлежащего качества". И еще депутаты просят правительство принять правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установить порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и правила регулирования тарифов ЖКХ.

Далее Госдума предлагает снизить в 2007 году размер федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 18% и "предусмотреть в последующие годы поэтапное снижение размера указанного федерального стандарта до 15%". В целях демонополизации и развития конкуренции в сфере ЖКХ "обеспечить равный доступ управляющих организаций различных форм собственности к управлению многоквартирными домами". Выделить регионам в 2006 году дополнительные средства "в целях компенсации непредвиденных расходов бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в связи с аномально низкими зимними температурами".

Также парламент просит обеспечить "развитие учета потребления природного газа, тепловой энергии, холодной и горячей воды и возможностей оплаты гражданами указанных ресурсов в соответствии с показаниями приборов учета", стимулировать "оснащение жилых домов индивидуальными или локальными источниками теплоснабжения", ввести налоговые льготы при внедрении ресурсе- и энергосберегающих технологий при реконструкции и модернизации многоквартирных домов и объектов коммунальной инфраструктуры, разработать "комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен на мазут, уголь, печное бытовое топливо", ускорить "подготовку и внесение в Государственную думу проекта федерального закона о финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального хозяйства" ...

До 1 июня парламент намерен заслушать "информацию о реализации правительством РФ предложенных в настоящем Обращении мер".

"А мы предлагали..."

Ну что тут скажешь? "Констатирующая часть", как говорят применительно к таким документам, достаточно красноречива и не вызывает никакого удивления. Удивляет лишь то, что парламент как будто бы только сейчас узнал, что ситуация в российском жилкомхозе именно такова. Но это не главное.

Главное в том, что парламент вообще просит о чем-то правительство.

В Госдуме, как известно, более двух третей голосов имеет одна-единственная фракция "Единая Россия". Она легко может принять любое желаемое решение и любой закон, который правительство будет обязано выполнять.

Она может преодолеть вето Совета Федерации и вето президента. Она может без всяких проблем изменить Жилищный кодекс и зафиксировать верхнюю планку максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на уровне хоть 18, хоть 15, хоть 10%, причем - хоть с завтрашнего дня. Она может изменить бюджет и выделить регионам необходимые средства. Она может принять закон о государственном регулировании цен на мазут и прочее топливо. Она может самостоятельно ввести любые налоговые льготы, какие сочтет нужным...

И все это Госдума может сделать, вовсе не спрашивая разрешения у правительства и не дожидаясь, когда правительство соизволит этим заняться. Единственное, что для этого требуется, - получить официальное заключение Белого дома на соответствующие законопроекты. Конечно, правительство может не прислать такие заключения (как оно порой и делает, стремясь затормозить какой-нибудь законопроект). Но ничто не мешает Госдуме принять закон, по которому отказ правительства прислать заключение в установленный Конституцией срок трактуется как его согласие с проектом (так, как это сделано в Петербурге).

В общем, российский парламент может все. Но предпочитает не принимать решения и не брать на себя ответственность, а обращаться к правительству и слезно просить его сделать это вместо него.

Возможно, правительство и откликнется на этот жалобный призыв. А возможно, и нет. После чего парламент будет сетовать: ах, мы предлагали, но нас не послушали!

Но не грош ли, что называется, цена будет этим сетованиям?

Борис Вишневский

Выход в свет В 2008 году в городе планируют начать строительство линий надземного экспресса  »
Юридические статьи »
Читайте также