Государственный заказ идет к малому бизнесу С 1 января 2006 года изменятся конкурсные процедуры

СПб. Законодательство по госзаказу меняется в сторону увеличения числа конкурсных процедур и экономии бюджетных средств. Вскоре заказы в Петербурге будут размещать на аукционах.

Принципиально новая система госзаказа (вступила в силу весной 2004 г.) отличается от старой тем, что больший процент бюджетных денег стал осваиваться по конкурсу . "Рост доли конкурсных процедур - первая и главная тенденция реализации новой системы госзаказа, - поясняет председатель КЭРППиТ Владимир Бланк. - Так, в 2003 г. по конкурсу было распределено 23,7% средств, в 2004 г. - 24%, в 2005-м - уже 38,3%".

Вторая важная, по его мнению, тенденция - уменьшение платежей госзаказчиков естественным монополистам: с 14,9% в 2004 г. до 5,13% по итогам 9 месяцев 2005 г. "Наконец, тенденция, о которой необходимо сказать, поскольку она является основным мерилом эффективности закупок для госнужд, - экономия бюджетных средств: по результатам 9 месяцев 2005 г. система госзаказа сберегла для города 2,68 млрд рублей".

Еще одно нововведение - появление сайта по госзаказу www.gz-spb.ru, где в реальном времени обновляется информация об объявленных конкурсах и их итогах, размещена нормативно-правовая база. По мнению чиновников, увеличение доли конкурсных процедур должно сделать процесс освоения бюджетных денег более прозрачным и кроме того открыть доступ к госзаказу малым компаниям.

Сейчас малый бизнес выполняет около 17% работ по госзаказу. Однако требование экономить на госзаказе практически отсекает малые компании от участия в тендерах, а условия допуска к тендерам сильно варьируются в зависимости от того, кто заказчик, хотя формально все ссылаются на одни и те же нормативные акты.

С 1 января 2006 года вступит в силу федеральный закон от 21.07.2005 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" , который значительно изменит процедуру госзакупок. Заместитель председателя КЭРППиТ Ольга Ромашова (303372)* прокомментировала "ДП" новинки законодательства: " С 1 января появляются новые формы размещения заказов: на товарных биржах, с помощью проведения аукционов (в том числе в электронной форме и закрытых), путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера".

Для малого бизнеса особенно интересными могут быть аукционы, так как они будут проходить по классическому сценарию снижения стартовой цены. Появилась возможность подать заявку в электронном виде. Кроме того, законом определен список требований к участникам конкурсов и оформлению документации. В частности, участник размещения заказа не должен находиться в состоянии ликвидации или банкротства, его деятельность не должна быть приостановлена (административное приостановление в случае выявления нарушений различными контролирующими организациями), задолженность в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды должна быть не более 25% балансовой стоимости активов предприятия.

Дополнительно заказчиком может быть запрошена информация об отсутствии организации в реестре недобросовестных поставщиков (понятие реестра также вводится ФЗ 94). "Ответственным за ведение реестра является уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти. Пока он не создан", - пояснила Ольга Ромашова.

В черный реестр компания попадет, если, победив в конкурсе, уклонилась от заключения контракта или госзаказчик расторг договор из-за несоблюдения сроков поставок. Также если после подведения итогов конкурса выяснятся негативные обстоятельства в отношении исполнителя (искажена или скрыта информация в представленных документах), итоги конкурса будут аннулированы, а компания занесена в черный список.

Заместитель председателя КЭРППиТ Ольга Ромашова обещает ввести новые формы размещения заказов: на товарных биржах, с помощью проведения аукционов (в том числе в электронной форме и закрытых), путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

На заметку

Закупки у единственного источника (в том числе без конкурса) с 1 января 2006 года будут возможны в случаях:

- продукции, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

- услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий;

- культурных ценностей, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

- работ по поддержанию мобилизационных мощностей;

- услуг, осуществляемых органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, а также иными организациями, которые вправе оказывать такие услуги;

- продукции, потребность в которой возникла вследствие непреодолимой силы;

- продукции, производимой учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

- представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с частью 12 статьи 25, частью 12 статьи 35, частью 6 статьи 46, частью 10 статьи 53 настоящего Федерального закона;

- только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона в соответствии с частью 5 статьи 27, частью 6 статьи 36 настоящего Федерального закона;

- участвовал только один участник аукциона в соответствии с частью 13 статьи 37 настоящего Федерального закона;

- конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен в соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 40 настоящего Федерального закона.

Источник: ФЗ от 21.07.2005 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 2 ст. 55)

Лазарева Лидия

Дешевизна Петербургом приветствуется У каждого госзаказчика свои представления об идеальном исполнителе  »
Юридические статьи »
Читайте также