Выход в свет В 2008 году в городе планируют начать строительство линий надземного экспресса

В Петербурге, согласно Генеральному плану развития города , к 2010 году все-таки появится система "надземного экспресса". Предполагается построить четыре линии, которые охватят все районы города, причем по своему расположению они будут альтернативой кольцевым линиям метрополитена.

Строительство планируется начать в I квартале 2008 года, до этого времени будет найден инвестор и подготовлена рабочая документация. Надземный экспресс сможет перевозить до 30 тысяч человек в час, что сравнимо с пассажиропотоком в метро.

История вопроса

Идея использовать зарубежный опыт и решить проблему пассажиропотоков родилась из-за нехватки средств на строительство необходимого количества станций метрополитена еще в конце 80-х годов. Но в постперестроечные времена было не до масштабных проектов. Об идее вспомнили в 1998 году, когда вышло распоряжение губернатора Яковлева "О проекте внедрения в Санкт-Петербурге нового вида пассажирского транспорта "надземный экспресс" , где предписывалось разработать бизнес-план. Спустя два года создали коммерческую организацию "Надземный экспресс", на которую возложили функции заказчика на проектирование и строительство нового вида пассажирского транспорта. Был выбран инвестор - канадская фирма, развернувшая в городе бурную деятельность и готовая в 2003 году начать строительство. Но при новой администрации города договор был расторгнут в начале 2004 года.

Заявленная в начале проектирования сумма строительства 200 млн долл. возросла до 500 млн, после чего - еще в два раза.

- Для города это было бы не только дорого, но и неприемлемо. Удорожанию способствовало желание канадцев поставлять собственный подвижной состав, производителем которого компания и является. После строительства мы также стали бы нести затраты - подвижной состав нужно ремонтировать, покупать запчасти, обновлять, неизбежно пришлось бы нанимать зарубежных специалистов и платить им, - рассказывает начальник экспертной оценки проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Павел Бруссер.

Городская администрация стала искать квалифицированного консультанта, который смог бы определить, какой подвижной состав, какая технология строительства трассы приемлема именно для климатических условий Петербурга и как минимизировать затраты. Что касается производства подвижного состава, то его изначально было решено выпускать на питерских предприятиях.

Такую компанию выбрали осенью прошлого года. Это тоже канадская фирма. Перед ней была поставлена задача подготовить технико-экономическое обоснование проекта, на основании которого будет проводиться поиск инвестора. Стоимость составления ТЭО - почти 20 млн рублей. Оно содержит финансовую часть и юридические аспекты реализации проекта, а также дает технические характеристики подвижного состава.

ТЭО сейчас практически готово. Уже можно говорить о том, что общая стоимость проекта не превысит 500 миллионов долларов. После ТЭО начнется стадия проектирования - обоснование инвестиций, согласование со всеми ведомствами и обязательные общественные слушания.

Пройдет по Абрикосовой, свернет на Виноградную

Вся трасса должна быть построена к 2010 году. Она начнется в квартале "Балтийская жемчужина", пройдет по улице Пионерстроя, протянется параллельно проспекту Ветеранов, свернет на бульвар Новаторов, далее на Дачный проспект, пересечет железнодорожные пути, выйдет к Предпортовой улице, затем к Дунайскому проспекту и закончится у метро "Обухове".

Надземный экспресс будет состоять из двух вагонов, в которых смогут разместиться примерно 450 пассажиров. Максимальный интервал движения в час пик предполагается сделать не более трех минут. Добраться, например, из Сосновой Поляны в Обухове можно будет минут за 15-20, сейчас на это уходит полтора-два часа.

При цене билета, которую собираются сделать не выше, чем на маршрутке, срок окупаемости проекта составит порядка 12-15 лет.

Отметим, что это Только первая линия, в Генеральном плане намечены еще три, которые охватят весь город.

При этом, судя по всему, реализация проекта встретит серьезное сопротивление.

- Представьте себе, что метрах в десяти от ваших окон возведут 7-метровую эстакаду (а это уровень - вместе с поездом - четвертого-пятого этажа). И с нее большее время суток будет слышен шум пробегающих поездов. Я не противник экспресса в принципе, но не хочу, чтобы трасса пролегала рядом с моим домом, - рассказывает Ева Нахимовская, жительница одного из домов по бульвару Новаторов.

Надо полагать, что противников проекта будет даже больше, чем при строительстве КАД. Хотя бы потому, что экспрессы пройдут через весь город и затронут интересы многих петербуржцев. Некоторые станут требовать предоставления жилой площади, другие не захотят продавать землю и находящиеся на ней объекты (дома, рестораны, рынки и т. д.), третьи поднимут экологические проблемы.

Вариантов масса. Но городу нужно решать проблему пассажиропотоков, а самый оптимальный вариант - построить кольцевые линии. Вероятнее всего, организаторам проекта придется активно искать общий язык с горожанами.

Игорь Курныгин

Такси: в поисках утерянной цивилизации  »
Юридические статьи »
Читайте также