Лохотрон для ТСЖ На прошлой неделе в ряде городских СМИ прошла информация о новом витке реформирования ЖКХ.

Через пару месяцев в двух городских районах начнется эксперимент, по условиям которого льготники будут оплачивать весь комплекс услуг по стопроцентной таксе. Однако государство обязуется вернуть им льготу, перечислив на персонифицированные счета

Лучше поздно, чем...

На самом деле, поздновато в Питере начали шевелиться по этому поводу. Если верить "Российской газете", город должен был включиться в процесс еще в 2003 году . Суть заключается в том, что бюджетные деньги, которые раньше шли на поддержку работающих с убытком коммунальных предприятий, направляются конкретным людям.

Первое, что приходит в голову скептически настроенного гражданина, - кто-то очень хочет "покрутить" льготные деньги на банковских счетах. Однако все далеко не так примитивно. С одной стороны, действия городских чиновников вполне понятны. Персонификация льготных денег на оплату квартиры довольно четко вписывается в пресловутый закон о "монетизации льгот" . Каждый, кто имеет право на льготу, будет учитываться только один раз. И у монополистов - поставщиков коммунальных услуг - не будет повода требовать из городского бюджета двойной, а то и тройной оплаты за человека, попадающего в разные льготные категории.

Вроде все разумно и правильно. Но льготников снова разделили. На тех, кто живет в домах, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и тех, кто имеет квартиры в ЖК, ЖКХ и ТСЖ. Первым в будущем должны открыть персонифицированные счета, за вторых деньги будут перечисляться напрямую поставщикам услуг и управляющим компаниям. Фокус в том, что для начала льготники, живущие в частных квартирах, обязаны будут оплатить весь комплекс услуг, доказать это квитанциями. Затем председатели кооперативов и ТСЖ должны будут собрать ряд документов: свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенное), свидетельство о постановке дома на налоговый учет, протокол собрания домовладельцев о создании организации собственников жилья, протокол собрания об избрании председателя, сведения о расчетном счете и т.д. А потом предоставить это все в ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования".

И средства перечислят на счета ТСЖЭ и ЖСК. Во всяком случае, именно такой механизм разработал Жилищный комитет.

Дважды оплаченная льгота?

В середине декабря 2005 года правительство страны выпустило постановление "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" . В федеральном документе нет ни слова, что людей делят на тех, кто живет в государственных и частных квартирах.

А вот выдержка из письма заместителя председателя Жилищного комитета господина Вогачева председателю Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Марине Акимовой: "В части обязательств бюджета Санкт-Петербурга уже профинансированы льготы за декабрь 2005 года и январь 2006 года. Льготы за февраль 2006 году (орфография сохранения по тексту письма. - Прим. авт.) будут перечислены поставщикам услуг после получения соответствующего отчета из ГУП "ВЦКП "ЖХ"..." Получается, что документы городского правительства датированы мартом 2006 года, а деньги перечислять начали с января. Вопрос - куда и кому?

Редакция располагает документом, по которому один из монополистов сегодня судится с конкретным ТСЖ в Невском районе, пытаясь взыскать с него 20 с лишним тысяч рублей. Задолженность образовалась именно из-за недофинансирования этого дома по льготам. Где же в таком случае "перечисленные деньги" за декабрь и январь, о которых пишет зампредседателя Жилищного комитета? И почему теперь именно товарищество собственников жилья должно нести ответственность за неисполнение государством своих обязательств?

Марина Акимова утверждает, что практически все организации, входящие в ее Ассоциацию, предоставляя положенные льготы с января, сели на картотеку и стали должниками. Еще немного, и не удивительным будет, если таким домам начнут отключать газ, свет и другие коммунальные услуги.

Между тем, в типовом уставе ЖК, ЖСК и ТСЖ нет ни одного пункта, по которому эти организации обязаны предоставлять социальную помощь населению за счет собранных средств. Выходит, что правительство города через Жилищный комитет и ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования" перекладывает на владельцев частных квартир, объединившихся в одну организацию, свои обязательства, а те даже не имеют возможности контролировать процесс прохождения "льготных денег". Ведь средства напрямую перечисляются поставщикам коммунальных услуг только при условии, если ТСЖ сначала возьмет полную сумму оплаты с льготника, отправит кипу бумаг в профильный ГУП, те рассмотрят, посчитают и составят отчет. Кто-нибудь поверит в то, что все это время денежки будут лежать на банковском счете без движения?

Существует еще одна опасность. По словам Марины Акимовой, в городском бюджете суммы льгот и компенсаций на дома, управляемые городом и ТСЖ, прописаны двумя разными строками. Механизм перекидывания денег с одной строки на другую неизвестен. Каким образом деньги, заложенные на государственный дом, будут выплачиваться, если строение поменяет статус и станет ТСЖ, - неясно. И хватит ли выделенных сумм вообще на положенную льготную выплату?

"Загнанные в ТСЖ"

Вопрос достаточно актуален, с учетом, что граждан чуть ли не силком в эти ТСЖ загоняют, не брезгуя никакими методами. По городу ходят слухи, будто бы существует чуть ли не целый список, сколько и в каком районе должно быть создано товариществ и в какие сроки. Так это или нет - неизвестно, но, похоже, что этими слухами пользуются в своих интересах не совсем понятные личности.

В Выборгском районе, например, недавно чуть не образовалось ТСЖ "Муринское". Пикантность ситуации заключается в том, что жители одного из "осчастливленных" домов вообще не знали о том, что их организовали в ТСЖ. Совершенно случайно две владелицы квартир дома N92 по проспекту Луначарского выяснили, что теперь они состоят в данной организации. Ушлый гражданин, сам себя назначивший председателем, умудрился каким-то образом провести очно-заочное голосование и получить "одобрямс". Как ему удалось заочно создать ТСЖ, одновременно пригласив поприсутствовать тех, кто якобы подписывал бюллетени, - тайна сия велика есть. А Жилищный кодекс так вообще предписывает проводить процедуры очного и заочного голосование за создание ТСЖ по разной схеме.

В 92-м доме 72 квартиры, около двух десятков пока остаются государственными, пятьдесят с лишним - в частной собственности. Жители дома собрали минимум 32 подписи о том, что никакие бюллетени не подписывали, соответственно - никакого большинства ни на каком собрании быть не могло по определению. Однако, как выяснилось, две активистки успели вмешаться в ситуацию в самый последний момент, когда уже был готов Устав и гражданин новоиспеченный председатель ТСЖ "Муринский" явился в местное жилищное агентство с просьбой передать дом в управление организации. Слава богу, собранные подписи сыграли свою роль - в районной прокуратуре, местном ГУЖА и районной администрации проводится проверка правомерности создания этого объединения собственников жилья.

Говорят, что это не единичный пример в городе. Где-то жильцы не могут сместить председателя, а он по-прежнему имеет доступ к счету и печати. Бывали случаи, когда уже смещенные председатели сбегали вместе со всеми документами. Закон о ТСЖ не прописывает пределы обязанности глав таких некоммерческих организаций (а именно к ним и относятся ТСЖ, ЖСК и ЖК). Если в городе творится такая неразбериха с товариществами собственников жилья, можно только представить себе, какое поле для махинаций может создать затеянный с льготами эксперимент. Одно дело, когда человек получат свою денежную льготу сам, независимо от того, в доме какой категории он живет. И совсем другое, когда он не имеет возможности узнать, кто, по каким причинам и когда перечислил или не перечислил ему положенное государством денежное вспомоществование.

Версия Ксении Кирилловой

"Охрана памятников невозможна в атмосфере неприязни" Председатель КГИОП Вера Дементьева ответила на неудобные вопросы прессы  »
Юридические статьи »
Читайте также