Андрей Гольцблат: "Инфраструктура важнее льгот"

СПб. Управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Андрей Гольцблат рассказал "ДП" о перспективах Петербурга по привлечению иностранных инвестиций.

Инвестиционная привлекательность России и Петербурга постоянно растет. В Петербург пришли новые крупные инвесторы, и это не может не сказаться на развитии города. Не секрет, что одно рабочее место, создаваемое инвестором, влечет за собой появление от пяти до десяти сопутствующих рабочих мест. Это приводит к росту потребительского спроса и потребительской активности и, как результат, к повышению инвестиционной привлекательности региона.

-В западных аналитических отчетах говорится, что пробелы в инвестиционном законодательстве России являются главным сдерживающим фактором для инвестиционной деятельности. Что не устраивает инвесторов в нашем законодательстве?

-Я бы не стал говорить о том, устраивает оно или не устраивает. В других странах, к примеру в Индии и в Китае, законодательство в чем-то похоже. Я бы не сказал, что в Индии созданы какие-то более благоприятные условия. Вопрос прежде всего заключается в понимании процесса: что делать, когда и с кем. С другой стороны, на законодательном уровне существует "разбросанность" тех небольших налоговых льгот, которые могут быть предоставлены инвесторам. Нет единой политики в их составлении, толковании и применении. На что первое обращает внимание инвестор? Конечно, не на льготы. В первую очередь это инвестиционный потенциал региона. Инвестор знает, что в России сейчас инвестиционный бум. Он оценивает риски и потом принимает решение. В плане оценки рисков отсутствие налоговых льгот не стоит на первом месте. Прежде всего инвестор смотрит на то, подходит ли ему площадка, анализирует качество логистики, инфраструктуры. Если все устраивает, то тогда налоговые льготы могут стать решающим фактором припринятии окончательного решения. И здесь регион, в котором они есть, понятны и предсказуемы, безусловно, выигрывает.

-Иностранные компании работают в России по российскому законодательству. Что можно сказать про трудовое законодательство ?

-С полной уверенностью можно сказать, что в этом отношении у России нет проблем: наше законодательство ничем не хуже западного. Думаю, что наши законы в некоторых случаях даже более либеральные, чем в некоторых других странах. Трудовые споры есть, но они есть везде. Это нормальная практика.

-Как повлияет перерегистрация крупных компаний, например "Совкомфлота" и Внешторгбанка, на инвестиционную привлекательность города?

-Однозначного ответа нет. Если это будет не формальная перерегистрация и в Петербург будут переведены органы управления, а также отдельные производственные процессы, то инвестиционная привлекательность действительно повысится.

-Сейчас усиливается интерес к российским компаниям со стороны фондов прямых инвестиций. Стоит ли ждать изменений в стратегии инвесторов по отношению к петербургским компаниям? И что будет превалировать: покупка бизнеса или создание его с нуля?

-Я считаю, что это не зависит от региона. Это зависит от бизнеса, уже созданных предпосылок, экономической среды. Важно понимать, что здесь мы говорим об экономике предложения. Например, если в Петербурге будет столько же готовых бизнесов для покупки, сколько сейчас есть, скажем, в Москве или Московской области, то иностранцы будут их покупать. Если покупать особо нечего, то в регионе в основном строят. Еще раз повторюсь, это не вопрос региона. Если у инвестора есть стратегическая задача купить готовый бизнес, например, как это сейчас происходит с небольшими российскими банками, с потребительским бизнесом, которые скупаются западными компаниями, - то инвестор не будет этого не делать только потому, что такого бизнеса нет в Петербурге. Он просто пойдет в другой регион, где это есть. А если инвестор собирается строить, то у него будут другие мотивирующие факторы, в первую очередь развитость инфраструктуры.

-Правительство начало проводить реформу корпоративного законодательства, которая предполагает изменение организационно-правовых форм. Какие будут последствия реформы?

-Что касается изменения организационно-правовых форм, то, я думаю, это не вопрос форм, а вопрос их наполнения. Я считаю, что должно быть две формы: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. При этом существенным отличием этих обществ должна быть возможность привлечения публичных средств для развития бизнеса.

Управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Андрей Гольцблат считает, что российское законодательство ничем не хуже западного.

На заметку

- 5 января 2006 г. Президент Российской Федерации подписал закон о внесении поправки в Закон "Об акционерных обществах" .

- Поправка вступит в силу с 1 июля 2006 г. Она позволит акционеру, консолидировавшему в своих руках более 95% голосующих акций открытого акционерного общества, принудительно выкупить остальные акции, принадлежащие иным лицам, то есть миноритарным держателям акций.

Источник: Минэкономразвития РФ

О налоговых льготах и ОЭЗ

"В Петербурге, к сожалению, положение закона изложено таким образом, что вклад в уставный капитал может быть не признан инвестицией для получения льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Я считаю, что это неправильно. Большая часть прямых инвестиционных проектов осуществляется за счет поставки оборудования. Однако неясность формулировок закона позволяет налоговой инспекции Петербурга считать, что вклад в уставный капитал не является инвестицией. Я не сталкивался еще с подобной ситуацией в других регионах, и в этом отношении законодательство Петербурга им проигрывает. Особые экономические зоны - это отдельный разговор. Там есть свои проблемы. Могу сказать точно, что если мы будем применять законодательство об особых экономических зонах строго в соответствии с существующей редакцией закона , то привлечь в ОЭЗ крупных инвесторов будет очень сложно, впрочем, как и мелких".

О слияниях и поглощениях

"С 1 июля вступает в силу новое законодательство , согласно которому вводится механизм принудительной скупки акций у миноритарных акционеров. Многие сделки по слияниям и поглощениям не происходят именно потому, что невозможно осуществлять принудительный выкуп акций у миноритариев. Это не является ущемлением их прав, потому что они получают за это справедливое вознаграждение. Нужно понимать, что любой экономический процесс не может быть выгодным для всех. Но коль скоро во всем мире это приводит к росту экономики, то почему мы не должны действовать так же?"

О прозрачности бизнеса

"Большая проблема заключается в отсутствии механизма реализации заверений и гарантий - когда продавец российской компании, находясь в российской юрисдикции, не может гарантировать покупателю, что то, что он купил, находится именно в том состоянии, в котором продавалось. Иными словами, по российскому законодательству невозможно предъявить претензии продавцу, если в результате объект покупки оказался не таким, каким он был представлен. Например, в английском праве существует система заверений и гарантий. Если какие-то недобросовестные вещи были выявлены после покупки, то продавец обязан возместить убытки. У нас за это отвечают не акционеры-собственники, а генеральный директор, который не является стороной сделки. Как правило, иностранные инвесторы, которые заинтересованы в покупке бизнеса, сталкиваются с тем, что невозможно определить структуру собственности. Особенно если объектом покупки является бизнес, который зарождался в начале 1990-х гг. Как правило, в этом случае будет шесть-десять разных ООО, зарегистрированных на разных лиц, какие-нибудь кипрские акционеры. Поэтому непонятно, что покупать. Даже если финансовые показатели в порядке, выручка хорошая, бизнес функционирует давно, купить такое совершенно невозможно. Сейчас российские компании это понимают и начинают проводить реструктуризацию".

Васильев Евгений

"Столичная", "Перцовка" и еще 15 брендов остаются в собственности государства  »
Юридические статьи »
Читайте также