Штрафной удар

С аварийностью на дорогах депутаты решили бороться самым простым, но далеко не самым эффективным способом - штрафы за нарушения ПДД вскоре увеличатся в 5-10 раз

О необходимости изменений в 12-й, автомобильный раздел Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП) чиновники, депутаты, руководители МВД и федеральной ГАИ заговорили в октябре 2005 года, сразу после разноса, учиненного Владимиром Путиным на Госсовете, посвященном безопасности дорожного движения.

Через полгода после заседания стало ясно, что главной поправкой в КоАП станет новая, более жесткая шкала штрафов за нарушения Правил дорожного движения ("В Европе не разгонишься", "НВ" от 31 марта 2006 года).

Каждый слышит только то, что хочет услышать. В октябре 2005 года президент России дал понять, что его категорически не устраивает агрессивность водителей, плохие дороги, плохой уровень подготовки в автошколах, мздоимство гаишников, продающих права, и невысокие штрафы за грубое нарушение ПДД.

С первыми четырьмя факторами бороться долго и трудно, поэтому исполнители взялись за пятый - штрафы. Неделю назад в Охотном ряду прошли парламентские слушания по проекту изменений в автомобильную статью КоАП . Рассматривался самый жесткий вариант поправок, который, судя по всему, и станет новой юридической нормой.

Проект депутата Владимира Плигина увеличивает почти все штрафы за нарушения ПДД более чем в 5 раз. Кроме этого господин Плигин настаивает на возврате к балльной системе штрафов за систематические нарушения правил ("Приглашение на балл", "НВ" от 1 марта 2006 года).

Начальник департамента по обеспечению дорожного движения МВД России генерал-лейтенант Кирьянов поддержал на слушаниях жесткий вариант: "По нашим данным, на российских дорогах из-за либерализма шкалы штрафов ежегодно фиксируется 40 миллионов правонарушений. Получается, что к административной ответственности привлекается треть населения страны, и это - официальные данные, вершина айсберга. К сожалению, реальный массив нарушений значительно больше. Ужесточение ответственности водителя должно кардинально улучшить ситуацию".

С генералом согласился даже лидер движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин: "100 рублей за проезд на красный свет - это просто смешно. Но ужесточать наказание нужно и для рядовых водителей, и для обладателей мигалок. На дороге должно быть равенство. Если, например, взвинтить штраф за выезд на встречную полосу до 2,5 тысячи рублей, но по-прежнему позволять чиновникам носиться по "встречке" с включенной сиреной, такие двойные стандарты попросту разозлят людей".

Проект "плигинских" поправок в КоАП возвращает инспектору ГАИ право взимать небольшой (до 500 рублей) штраф на месте нарушения. Депутат Похмелкин категорически против возврата к прежним временам: "Это повысит не уровень сбора штрафов, а уровень коррупции".

Известный адвокат Леонид Ольшанский считает, что некоторые поправки в КоАП нарушают конституционные права водителей: "Авторы хотят с помощью балльной системы наказывать невиновных, сажать водителей на 15 суток за нарушение ПДД в одну камеру с рецидивистами, лишить водителей права на обжалование приговора. Если Госдума примет законопроект Владимира Плигина, то журналистская метафора "На дороги России выходит 37-й год" станет, увы, реальностью".

Бывший глава ГАИ России, сенатор Виктор Федоров, напротив, поддерживает силовой метод воспитания: "Вся эта либерализация и борьба за конституционность привела только к тому, что после отмены балльной системы смертность в России выросла на 10 тысяч трупов в год".

Автор поправок Владимир Плигин выразился после парламентских слушаний так: "После изучения стенограммы мы решим - менять ли что-то в проекте или оставить его до первого чтения в первозданном виде".

Первое чтение намечено на май 2006 года.

Материалы полосы подготовил Сергей Тачаев

С миру по нитке - городу автобус  »
Юридические статьи »
Читайте также