В точке перелома

Переход российского околотаможенного бизнеса к цивилизованным формам работы заставляет его участников расширять спектр предоставляемых услуг, постепенно превращая их в логистические компании полного профиля, способные обеспечивать доставку грузов от двери до двери

Недавно в ходе традиционной встречи с министрами президент России Владимир Путин потребовал ликвидировать частные таможенные пункты пропуска, находящиеся в собственности коммерческих структур. По мнению главы государства, это недопустимо, так как таможенники используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов через границу, а коммерсанты, в свою очередь, пользуются услугами таможни, причем часто – в обход действующего законодательства и интересов экономики страны.

Хотя на данный момент из четырех сотен российских пунктов пропуска большая часть находится на балансе таможенных органов, тем не менее порядка 140 пунктов принадлежат другим организациям. Однако и полностью коммерческими их назвать тоже нельзя. За них отвечает стопроцентно государственное ОАО «Российские железные дороги», а также структуры Минтранса. Собственно частным компаниям принадлежит 13 автомобильных пунктов, разбросанных по всей стране. По данным СМИ, в Приморском крае инфраструктурой всех пяти автомобильных пунктов пропуска владеют частные компании. При этом их администрация самостоятельно устанавливает размеры сборов на услуги, связанные с перемещением товаров через границу. Последний известный случай серьезного нарушения на Дальнем Востоке – импорт 119 джипов, которые декларировались как мотоциклы. Но нарушения при таможенном оформлении происходят не только на частных пунктах пропуска.

В целом России пока не удается избавиться от «серых» схем оформления товаров российскими участниками внешнеэкономической деятельности. В основном они касаются недостоверного декларирования и занижения стоимости товара, с которой уплачивается таможенная пошлина (от 5 до 15% стоимости товара) и НДС (18%). Как следствие, госбюджет, по самым скромным подсчетам, ежегодно теряет 10?20 млрд долларов. Наиболее распространены «серые» схемы при импорте бытовой техники, электроники, компьютеров, мобильных телефонов, одежды и мебели.

Надо понимать, что до тех пор, пока таможня, устанавливающая правила игры на рынке околотаможенных услуг (таможенные брокеры, склады временного хранения, таможенные склады, таможенные перевозки и т.д.), сама же будет их нарушать, бизнес не откажется от возможности сэкономить, реализуя те или иные «серые» схемы. Поэтому основная задача сегодня – перестройка принципов работы таможни, что, в свою очередь, должно дать новый импульс развитию околотаможенного бизнеса, значительная часть которого находится «в тени» во многом благодаря действиям государства.

До тех пор пока не будет достигнута полная унификация требований к таможенному оформлению грузов, серьезное влияние на рынок будет оказывать умение компаний обходить требования закона. Это играет на руку в первую очередь мелким и средним представителям околотаможенного бизнеса.

В то же время, по оценкам экспертов, изменения в работе таможенных органов (внедрение технологии электронного декларирования, переход к упрощенной процедуре оформления грузов при работе с наиболее благонадежными импортерами) уже сказываются и на околотаможенном бизнесе: объем «серых» сделок постепенно сокращается в пользу законных схем, а значит, выживать на этом рынке будут компании, способные вести конкурентную борьбу на рыночных принципах.

В таких условиях одним из серьезных преимуществ в конкурентной борьбе за клиента для таможенных брокеров становится возможность предоставления дополнительных услуг.

Рынок на троих

Любому грузу при пересечении государственной границы России требуется таможенное оформление. Деятельность, связанную с этим оформлением, принято называть околотаможенным бизнесом. Его участников условно делят на три группы. К первой группе относятся лица, ведущие внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) и занимающиеся таможенным оформлением самостоятельно. На линии таможенного контроля они представлены должностными лицами и штатными сотрудниками, специально уполномоченными декларировать товары. «Даже при беглом перечислении таких компаний – „Газпром“, „ЛУКОЙЛ“ – становится ясно, что это самые крупные игроки околотаможенного бизнеса», – говорит директор Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» (РАТБ) Роман Козлов.

Вторую группу составляют таможенные брокеры, совершающие операции от имени или по поручению участников ВЭД. Посредники между торговлей и таможней стали появляться сразу после распада СССР: либерализация внешней торговли многократно увеличила число экспортеров и импортеров, у которых возникла необходимость самостоятельного таможенного оформления грузов. Большая часть брокеров возглавлялась выходцами из государственной таможни. По мнению экспертов, крупными брокерами стали те компании, которые пришли на рынок околотаможенных услуг первыми. Сегодня они отлично знают его специфику, умеют правильно организовывать свой бизнес. Чаще всего эти фирмы имеют транспортные подразделения и собственные складские мощности, в том числе склады временного хранения и таможенные склады.

Хотя лицензирование брокерской деятельности отменено с 1 января 2004 года, когда вступил в действие новый Таможенный кодекс (ТК), при Федеральной таможенной службе (ФТС) создан Реестр таможенных брокеров, где регистрируются удовлетворяющие специальным требованиям участники рынка околотаможенных услуг. Согласно статистике, за 9 месяцев 2005 года брокерами оформлено 28% от общего количества таможенных деклараций, при этом таможенные платежи по ним составили 58% от общей суммы. Как правило, они декларируют грузы промышленного сектора экономики – продукцию, машины и оборудование, используемые для технического перевооружения производств.

Наконец, третью группу образуют физические и юридические лица, работающие по доверенности от импортеров и экспортеров (на профессиональном сленге – «за печатью клиента»). Принято считать, что представители этой группы в основном используют «серые» схемы таможенного оформления, построенные исключительно на личных связях. «Применить к ним какие-либо санкции, взыскать убытки бюджета практически невозможно, потому что они не обладают ни реальными материальными ресурсами, ни финансовыми средствами на счетах», – уверен президент Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) Анатолий Круглов.

Таможенный кодекс не запрещает существование компаний, работающих «за печатью клиента», в то же время от них не требуется никаких гарантий или обеспечения своей деятельности. Это позволяет «серым» декларантам за счет демпинга на рынке находиться в более привилегированном положении, нежели таможенные брокеры, а многим участникам ВЭД – экономить средства на налогах и пошлинах. В сфере интереса «серых» декларантов – самые налогоемкие товары: бытовая техника, электроника, одежда. Как считает ряд специалистов, не исключено, что за некоторыми такими фирмами стоят брокерские компании. Но брокеры вынуждены так поступать, потому что, находясь в неравных конкурентных условиях, не имеют другой возможности для дальнейшего развития, заявляют в НАТБ.

Приблизили к бизнесу

Новый ТК оказался на порядок либеральнее предыдущего. Помимо того что в нем отменено лицензирование на любые виды околотаможенной деятельности и установлен трехдневный срок для выпуска товара в свободное обращение, в кодексе определен закрытый перечень документов, которые таможня может требовать для оформления груза. Действовавший ранее кодекс не соответствовал нормам Всемирной торговой организации (ВТО) и создавал много проблем экспортерам и импортерам. Например, Государственный таможенный комитет (ГТК) был вправе на неопределенный срок задерживать продукцию на границе, по своему усмотрению требуя предоставить любые дополнительные документы. Сегодня, как правило, таможней выдерживается трехдневный срок оформления грузов.

Одна из норм нового ТК, практически перекроившая весь брокерский рынок, требовала от таможенного брокера внесения на депозит ФТС не 250 тыс. рублей, как это было ранее, а 50 млн рублей для гарантирования платежей по пошлинам (альтернативой этому является договор поручительства, банковская гарантия либо договор страхования на ту же сумму). Количество брокерских фирм, включенных в официальный реестр, сократилось в несколько раз. Сделано это было для того, чтобы вытеснить с рынка мелкие и средние брокерские фирмы, поскольку, по мнению законодателя, именно они в основном занимались «серым» растаможиванием. Кроме того, концентрированный рынок легче поддавался контролю со стороны таможни.

Как следствие, мелкий и средний бизнес был вытеснен с рынка брокерских услуг, но ожидаемого перехода клиентов к оставшимся брокерским компаниям не произошло. «В большинстве случаев мелкие брокеры ушли „в тень“, прихватив с собой „клиентские базы“, и продолжают работать, только уже „по-серому“», – говорит Роман Козлов. Таким образом, основные цели реформы достигнуты не были. При этом те брокеры, которые включены в таможенный реестр и стремятся работать исключительно в рамках закона, никаких преференций от таможенных органов не получили. «Даже если компания предоставляет все гарантии и давно известна на рынке, таможня ей по-прежнему не доверяет», – сетует исполнительный директор управляющей компании корпорации «Стерх» Николай Шаповалов.

Общая тенденция развития для всех брокерских компаний, независимо от их размера, состоит в предоставлении клиенту дополнительного сервиса

Тем не менее, с одной стороны, вследствие ужесточения государственной политики в отношении нарушителей законодательства, с другой – из-за усилий ряда наиболее продвинутых участников ВЭД рынок околотаможенных услуг приобретает все более цивилизованные черты. Начиная с 2004 года число таможенных брокеров растет. Эксперты в этом процессе отмечают две тенденции. Во-первых, возвращаются в легальное поле деятельности ранее покинувшие его брокеры. Во-вторых, экспортно-импортные фирмы выделяют свои таможенные подразделения в отдельные компании, которые могут оказывать дополнительные услуги сторонним заказчикам.

Параллельными курсами

В настоящее время в России порядка 80 тыс. участников ВЭД, из них около 9 тыс. – крупные (к таким таможня относит компании, выплачивающие свыше 300 тыс. долларов таможенных платежей в год). Большое количество потенциальных заказчиков определяет различные стратегии поведения таможенных брокеров на рынке. Одни из них ориентируются на работу с крупными клиентами, другие – со множеством средних и мелких заказчиков. Кто-то предпочитает работать в привязке к той или иной таможне или таможенному складу, кто-то специализируется на определенной группе товаров.

«Сегодня общая тенденция развития для всех брокерских компаний, независимо от их размера, состоит в предоставлении клиенту дополнительного сервиса», – говорит генеральный директор ООО «Тандем» Алексей Кошкаров. Дополнительный «набор», от транспортных и складских услуг до страхования грузов, подготовки сертификатов и лицензий на товар, брокеры стараются обеспечить собственными силами, хотя иногда часть работ передается на аутсорсинг.

В своем развитии крупные брокерские компании в первую очередь ориентируются на солидного заказчика. Несколько больших внешнеторговых организаций обеспечивают полную загрузку брокера. Мелкий клиент для таких игроков – лишь попутный заработок. «Крупные игроки расширяют комплекс околотаможенных и транспортно-экспедиционных услуг, вплоть до того, что готовят поставки в Россию за границей – в так называемых местах формирования грузов», – говорит Роман Козлов. К примеру, группа компаний «Транссфера» в 2007 году планирует завершить строительство таможенного терминала в Литве стоимостью 5 млн евро. Основной его задачей станет консолидация товарных потоков, следующих из стран Центральной Европы.

Предпочитая солидных заказчиков, крупные игроки оставляют нишу для малых и средних брокерских фирм, ориентирующихся на обслуживание небольших клиентов, для которых вопрос цены услуг, а также возможность минимизации таможенных платежей являются решающими. «Унификация таможенных процедур еще только декларируется государством, однако если это и произойдет, то в отдаленном будущем, – заявляет один из таможенных брокеров. – Поэтому пока мелкие и средние брокеры будут специализироваться на операциях, имеющих ту или иную степень законности. Не секрет, что в действующих законах существуют неясности и двусмысленности, которые можно использовать в своей работе. Эти операции несут определенный риск, поэтому крупные импортеры и крупные брокеры никогда ими не станут пользоваться. Другой специализацией мелкого и среднего бизнеса может стать работа с одним типом товаров».

Очевидно, что по мере сокращения «серого» сектора рынка все больше игроков среди таможенных брокеров будут работать по единым правилам, что неизбежно приведет к усилению конкуренции, а значит – к снижению эффективности в традиционных сегментах околотаможенного бизнеса, и в первую очередь – в секторе таможенного оформления и декларирования. Как считают специалисты, снижение рентабельности своего бизнеса крупные компании будут пытаться компенсировать за счет развития дополнительных услуг. Этот процесс мы уже наблюдаем. Большинство крупных таможенных брокеров не только оказывают услуги по оформлению, но и стремятся заявить о себе как о компаниях, оказывающих весь спектр логистических услуг – сначала складских, а затем и транспортных. В дальнейшем, как считают эксперты, наиболее успешные игроки рынка начнут поглощать менее крупных коллег.

Санкт-Петербург Виктор Цукер

Работа по изменению ОСАГО продолжается  »
Юридические статьи »
Читайте также