НДС вредит российской экономике

Несовершенство отечественной системы взимания налогов порождает множество факторов, которые губительно сказываются на экономическом потенциале нашей страны. Новая система налогообложения без НДС и налога на прибыль может помочь распутать этот гордиев узел. Ее предлагает глава филиала Государственного института развития налоговой системы, советник налоговой службы РФ III ранга Валерий Бурдов

- Валерий Георгиевич, как вы считаете, почему наша налоговая система сегодня не может обеспечить стабильные финансовые потоки, а реформа налогообложения в России, завершившаяся в 2005-м, оставила больше проблем вместо их решений?

- Действительно, практически пятилетняя налоговая реформа завершилась в 2005 году, но ее итоги еще не подводили. Причина, на мой взгляд, состоит в том, что либо их нет, либо они отрицательные. Возьмем хотя бы введение главы 25 НК РФ , где по инициативе правительства существенно расширен перечень затрат при определении прибыли в расчете на то, что налогоплательщики этого налога выведут экономику из «тени» и собираемость его резко возрастет.

Однако еще по итогам 2002 года страна только по налогу на прибыль потеряла 25 млрд руб. А облегчение процесса регистрации предприятий породило явление, когда стали регистрировать через подставные лица миллионы фирм-однодневок, которые, просуществовав до трех месяцев, благополучно исчезали, не выплачивая государству ни копейки. В результате, по разным оценкам специалистов, оборот «теневого» рынка сегодня существенно превышает ВВП страны.

- Как же поступать в такой ситуации?

- Необходимо создать экономические условия, которые сделают уход от налогов невыгодным. В современной налоговой системе России главными стали налоги на прибыль и добавленную стоимость. Жизнь показала низкую эффективность в нашей стране налога на прибыль, исчисляемого согласно НК РФ. Доля его в ВВП падает благодаря определенной российской национальной специфике, которая состоит в том, что при начислении налога на прибыль необходимо подсчитать себестоимость, которую предприниматель считает так, как ему выгодно.

Кстати, в начале будущего года ему еще придется отчитываться перед собственниками, объясняя по окончании года размер дивидендов, так как большую часть денежных средств он обналичил. В результате эта прибыль существует в отчете лишь на бумаге и только для целей налогообложения, никак не стимулируя производственную, предпринимательскую деятельность. Можно прийти к выводу, что налог на прибыль отнюдь не направлен на повышение эффективности производства.

- А что можно сказать про НДС?

- Суть этого налога в том, что рассчитываемая добавленная стоимость составляется из затрат на оплату труда с соответствующими начислениями в социальные внебюджетные фонды, потребления основных фондов предприятия, прочих налогов на производство и прибыль. Однако со всех этих составляющих предприниматель уже заплатил налоги. Таким образом, можно сделать вывод: при исчислении НДС происходит, как минимум, двойное налогообложение. Это никак не стимулирует производителей товаров и услуг, а в ряде случаев заставляет их искать эффективные схемы ухода от налогов, в том числе резко завышать затраты на оплату труда высшего управленческого персонала и фиктивно увеличивать себестоимость продукции.

Особенно это сказывается на монопольных рынках, где происходит неконтролируемый рост цен на продукцию. Несложный расчет покажет, что размер НДС в окончательной цене товаров, работ и услуг будет равен сумме налоговых платежей всех налогоплательщиков, участвующих в процессе их производства. При этом получается, что продукция или услуги, пройдя весь длительный путь - от начального производителя до конечного потребителя, фактически не облагаются налогом.

Складывается парадоксальная ситуация, когда НДС не платит ни один производитель продукции или услуг, так как государство этот налог им возвращает или зачитывает. Бремя уплаты НДС ложится на конечного потребителя товаров или услуг.

В 2002-2005 гг. резко возрос возврат на расчетные счета предприятий экспортного НДС, в том числе зачеты по внутреннему рынку. Так, по заявлению главного аудитора Счетной палаты В. Панскова, вычеты по НДС по внутренним операциям за последние 4 года выросли в 2,4 раза при увеличении соответствующих начисленных сумм лишь вдвое; в 2005 году они достигли 6 трлн руб., составив 85,1% к начисленной сумме (соответствующий показатель 2001-го - 79,5%).

Возмещение НДС по экспортным операциям увеличилось в 2004-м, по сравнению с 2000-м, более чем втрое при росте экспорта в 1,9 раза и достигло в прошлом году 325 млрд руб. В бюджете 2005 года такое возмещение было заложено в сумме 344 млрд руб.

К этому необходимо добавить следующее: исчисление НДС с 1 января 2006 года по отгрузке, введенное по инициативе Правительства РФ, приведет к тому, что в 2006-м НДС станут предъявлять к зачету без оплаты товара или услуг. Уже сейчас действуют схемы по получению НДС из бюджета государства без фактического прохождения финансовых средств или товаров на основе фиктивных договоров и векселей. Кто и когда пролоббировал данное изменение в налоговом законодательстве в парламенте страны, можно только догадываться.

- Какой же выход вы предложили для модернизации налоговой системы в России?

- Мне удалось спроектировать экономическую модель государства, которая включает в себя структуры семьи, производства, муниципальных объединений, регионов и федеральной власти. Расчеты показывают, что финансовый поток, товары или услуги, проходя от одной к другой производственной структуре, теряют своих собственников на определенное время. Если это происходит на территории муниципального объединения, то затраты по сохранности этих финансовых активов несет данное муниципальное объединение, если на территории регионов - региональная структура, Федерации - федеральная власть.

Для компенсации затрат каждая структура в этой модели вводит налог. Физически это выглядит следующим образом: предприятие покупает продукцию, оплачивает ее в банке и одновременно платит налог на оптовую поставку в размере до 5% либо в муниципальное объединение, либо региональным или федеральным властям, в зависимости от границ той территории, через которую проходит тот или другой актив.

Каждая территориальная структура в государстве самостоятельно устанавливает этот размер налога, государство только ограничивает его верхний предел - 5%. Расчеты показывают, что введение этого налога полностью заменяет НДС и даже налог на прибыль.

Марина Кораблева

Налоговые вычеты: нужны первичные документы  »
Юридические статьи »
Читайте также