Мнение : В земле ищут налоговый источник

Каким должен быть налог на землю? Сколько ответов услышишь на этот вопрос, столько мнений и зафиксируешь. Петербургские садоводы, к примеру, привыкли вносить в бюджет за свои участки почти символические деньги. А тут вдруг выясняется, что Ленобласть увеличивает земельный налог для садоводческих товариществ. И раздраженные граждане, как водится, начинают выражать недовольство решением властей.

Раскошельтесь на шесть соток

Ну а если без эмоций, сугубо по делу, то сообщу: с начала января вступила в силу 31-я статья Налогового кодекса РФ «Земельный налог» . Из текста следует, что этот налог должен взиматься от кадастровой стоимости земельных участков. При этом рекомендована и налоговая ставка — 0,3 процента по отношению к землям сельхозназначения, предоставленным для строительства жилья или занятым жилищным фондом, подсобными хозяйствами, садоводствами…

В соответствии с законом область с привлечением специалистов провела кадастровую оценку своих земель. Территории садоводческих товариществ оценивались дифференцированно: от 1716 рублей за одну сотку в Лодейнополь-ском до 26308 рублей в Выборг-ском районе. Имея необходимые исходные данные, нетрудно рассчитать, сколько необходимо рядовому петербургскому садоводу платить за свой участок. Средняя цифра платежа по области — 300—400 рублей в год за 6 соток. К примеру, в самом престижном Выборгском районе за такой участок придется внести 473,5 рубля, а, скажем, за 10 соток — 789,2 рубля. В Кировском районе, где зарегистрировано немало садоводств, земельный налог за 6 соток будет в пределах 156,6 рубля, за 10 соток — 261 рубль. В Лужском районе 142,4 и 237,3 рубля соответственно. И так далее… В общем, если сравнить эти платежи с транспортными расходами многих садоводов, то они выглядят достаточно скромными.

Надо также иметь в виду: до прошлого года ставка земельного налога не пересматривалась в субъекте лет 10—15. В то же время петербуржцы прекрасно знают, какими темпами растет оплата за их жилье. Земля, став товаром, предметом купли-продажи, теперь становится важным источником, в том числе бюджетных доходов.

Изменения в федеральном законодательстве позволили с января перераспределить между различными уровнями власти полномочия и финансовые источники для их исполнения. Земельный налог теперь полностью поступает в бюджеты муниципальных образований. Однако объемы этих средств пока не делают погоду в бюджетной политике. В прошлом году в консолидированный бюджет Ленобласти поступило лишь 11,6 млн рублей по этому налогу. Это капля в море. Правда, в прошлом году по сравнению с предыдущим на 29 процентов увеличились бюджетные поступления по арендной плате за землю. В 2006-м рост этого показателя, по оценкам, должен составить еще 13 процентов. Сейчас область свою часть поступлений по этим платежам, а речь идет о 369,6 млн рублей, намерена через фонды финансовой поддержки муниципальных образований передать местным органам власти. Но даже эта существенная помощь не позволит значительно улучшить непростое финансовое положение многих органов МСУ.

Муниципалитеты: денег на полномочия не хватает

Между тем чем быстрее придать земле функцию «финансовой кормилицы» территорий, тем скорее население увидит реальные плоды проведения муниципальной реформы. Сейчас, например, неясно, за счет чего муниципалитеты будут содержать и ремонтировать местные дороги. В правительстве РФ готовится постановление, которое установит новую классификацию и принадлежность дорог. Дорожная сеть Ленобласти составляет почти 10 тыс. км. Даже если 30—40 процентов таких трасс перейдет в муниципальное ведение, то их дальнейшая судьба может оказаться весьма печальной. В большинстве местных бюджетов денег, мягко говоря, не густо. Передача части областных средств на муниципальный уровень для исполнения полномочий в сфере дорожного хозяйства не решит всех вопросов. Во-первых, области самой не хватает на эти цели денег: в условиях быстрого роста экономики дороги разрушаются быстрее, чем их восстанавливают и строят. Во-вторых, распыление финансовых ресурсов на множество ручейков — едва ли оптимальный вариант дорожных инвестиций. Наконец, в поселениях есть дорожные покрытия, и их немало, которые не включены в сеть дорог общего пользования. А заниматься ими муниципальным властям все равно придется.

Помимо средств, которые можно получить от землепользования, органы МСУ имеют еще лишь один серьезный собственный источник пополнения казны: налог на имущество физических лиц. А этого, как показывает анализ областных финансистов, явно недостаточно, чтобы эффективно заниматься благоустройством, дорогами, инженерными сетями, транспортом, бытом. Отсюда — стремление местной власти, иной раз действуя вопреки закону, получить с той же земельной сделки по максимуму. Да и о своих интересах не забыть. Так, проверка Федеральной антимонопольной службы показала, что за последний квартал прошлого года 91,7 процента обследованных в стране земельных участков были предоставлены под жилищное строительство с нарушениями земельного законодательства. В основном речь шла о выделении пятен застройки без организации обязательных аукционов. А тендеры, как известно, — немаловажный инструмент снижения стоимости участка, что имеет принципиальное значения для реализации национального проекта «Доступное жилье».

Бывает и наоборот: высокие цены на землю сдерживают ее перевод в собственность, а значит, тормозят увеличение налогооблагаемой базы. Скажем, Минэкономразвития, установив земельный налог под приватизированными предприятиями на уровне 5 процентов от кадастровой стоимости (за исключение Москвы и Санкт-Петербурга), долго не соглашалось с разумными доводами Российского союза промышленников и предпринимателей о необходимости его снижения. Потребовалось вмешательство президента РФ, после чего, надо полагать, удастся снизить выкупную цену до 2,5 процента от кадастровой стоимости земли. Это позволит предприятиям аккумулировать дополнительные ресурсы для модернизации и переоснащения производств, существенно расширить число владельцев земли в сфере промышленности.

Доходы могут вырасти в 2,5 раза

Оценивая приведенные факты, понимаешь: Ленобласть выбрала взвешенный вариант взимания земельного налога с садоводств. Он не окажется обременительным ни для горожан, ни для жителей городов области, имеющих садоводческие участки. В то же время дополнительно поступившие деньги по земельному налогу станут хорошим подспорьем для местных бюджетов. Учтены, вроде, интересы всех сторон.

Платежи за землю как налоговые, так и арендные будут увеличиваться и по другим причинам. К началу нынешнего года 25 процентов участков еще не были занесены в областной реестр земель. А это означает, что их собственники вовсе не платят земельного налога. Учитывая прямую заинтересованность местных властей, можно ожидать, что они проведут необходимую инвентаризацию и выявят всех налоговых неплательщиков. Кроме того, в 2006 году в области предстоит обеспечить переход ряда земель из категории постоянного, бессрочного пользования в категорию аренды или собственности. Это может сразу увеличить привлечение в бюджеты доходов от землепользования в 2,5 раза.

Александр Петров, экономист

Бизнес не должен держаться на алкоголе  »
Юридические статьи »
Читайте также