Центризбирком раскритиковал ЗакС За намечаемые в 2007 году выборы по партийной системе

Накануне открытия Законодательным собранием новой законотворческой сессии, первое заседание которой состоится сегодня, городские депутаты получили заключение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ за подписью ее председателя Александра Вешнякова на принятый недавно закон о выборах местного парламента . Долго дебатировавшийся документ о переходе к избранию всех петербургских законодателей от партийных списков вызвал у ЦИК нарекания, многие из которых дублируют претензии местных противников закона.

Напомним, городской закон о выборах депутатов ЗакСа был принят в июне этого года. Он предусматривает избрание 50 законотворцев от партийных списков. При этом предвыборный список состоит из первой тройки кандидатов (она баллотируется от всего города) и так называемой "территориальной части", в которую входят претенденты на парламентское кресло, закрепленные за нынешними одномандатными округами. Именно там они должны будут агитировать в пользу своей партии. Предполагается, что они станут бороться за место в ЗакСе не с конкурентами из других партий, а с коллегами по собственному списку - победителем выйдет тот, кто заработал на своей территории для партии больше голосов, чем другие участники "территориальной части". Для приобретения представительства в ЗакСе партия должна завоевать 7% голосов избирателей. Выборы признаются состоявшимися, если как минимум два списка преодолели этот барьер, а явка по всему городу составила более 50 процентов.

Система с привязкой формально партийных кандидатов к нынешним округам была изобретена петербургской "Единой Россией", выступавшей главным лоббистом выборного закона, для большего учета интересов действующих депутатов. ЦИК, проанализировав документ, предъявил к нему ряд претензий, часть из которых озвучивалась противниками закона в период его обсуждения.

Так, Центризбирком отметил, что в законе необходимо предусмотреть гарантии для реализации прав граждан, не являющихся членами партий, на выдвижение своих кандидатур. Кроме того, "недостаточно учтены особенности проведения выборов по пропорциональной избирательной системе", так как она должна "обеспечивать прежде всего конкуренцию на выборах избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов".

По мнению экспертов ЦИК, принцип "один округ - один кандидат от партии" также юридически возбраняем. Поскольку в петербургском законе не зафиксировано минимальное количество участников "территориальной части" списка, некоторые округа могут оказаться без представительства кандидатов от определенной партии. Поэтому избирательные бюллетени будут содержать фамилии претендентов не от всех участвующих в выборах партий, а это противоречит федеральному законодательству. Центризбирком делает в этой связи далеко идущие выводы: "Это может привести к формированию законодательного органа госвласти в неполном или неправомочном составе".

Все изложенные претензии ЦИК предлагает ЗакСу учесть в законе о выборах городских депутатов. Таким образом, вопрос о смысле местного избирательного закона, который, казалось, после долгих дебатов закрыт, вновь грозит оказаться одной из главных проблем городского парламента. Впрочем, по версии одного из фактических соавторов этого документа - заместителя председателя Городской избирательной комиссии Дмитрия Краснянского, "наш закон будет приведен в порядок уже в октябре", хотя на "ряд предложенных изменений пойти нельзя". В частности, если учесть рекомендацию "выдвигать от территории не одного, а хотя бы двух кандидатов от партий, вообще потеряется смысл закона".

Татьяна Горячева

Двадцать пятое, последний день  »
Юридические статьи »
Читайте также