Чем дальше, тем смелее Финансовая трехлетка Минфина

В 2006 г. непроцентные расходы бюджета в абсолютном выражении увеличатся, но их доля в ВВП радикально сократится. Прорыв обещан Минфином в перспективном финплане на предстоящие три года. Чиновники считают такой результат логическим следствием налоговой реформы и роста экономики.

Перспективный финплан на 2004 - 2006 гг. правительство рассмотрит сегодня вместе с проектом бюджета на следующий год. Минфин решил заглядывать на три года вперед в 2001 г. В подготовленном впервые финплане предполагалось для придания устойчивости бюджету сократить непроцентные расходы с 12,6% ВВП в 2002 г. до 10,8% ВВП в 2004 г. Однако во время бюджетного процесса 2001 - 2002 гг. сокращения расходов добиться не удалось - непроцентные расходы двух последних лет возросли до 13% ВВП.

Тем не менее Минфин не расстался с надеждой подрезать их. Это стремление укрепилось в связи с налоговой реформой, сокращающей на первых порах доходы. В декабре 2002 г. ведомство Алексея Кудрина внесло в правительство финплан на 2003 - 2005 гг.

В нем непроцентные расходы в 2004 г. снижались до 12% ВВП, а в 2005 г. до 12,1% ВВП. Профицит должен был составить 1,7% ВВП в оба года. Противостояние с отраслевыми министрами и позиция Михаила Касьянова, считавшего неразумным копить резервы, когда экономике нужны стимулы развития, вынудили Минфин отступить. В апреле проект был скорректирован: непроцентные расходы на 2004 г. увеличились до 12,4% ВВП, а профицит сжат до 0,6% ВВП. Расходы на 2005 г. были запланированы на уровне 11,9% ВВП, а профицит - в размере 0,9% ВВП.

Однако жизнь еще раз поправила Минфин. Во внесенном 12 августа проекте финплана на 2004 - 2006 гг. ведомству пришлось поднять непроцентные расходы в предстоящем году до 12,6% ВВП, а профицит поджать до 0,5% ВВП. Зато в отношении последующих бюджетов, которые будет рассматривать уже следующий состав Госдумы, Минфин вновь занял радикальную позицию. В 2005 - 2006 гг. непроцентные расходы, как ожидают на Ильинке, уменьшатся до 11,4% и 10,8% ВВП, а профицит возрастет до 0,9% и 1,5% ВВП. По логике авторов финплана, к этому времени скажется эффект снижения фискального бремени: деловая активность возрастет, ускорится экономическая динамика. В 2005 - 2006 гг. ВВП достигнет 17,67 трлн руб. и 20,33 трлн руб. Непроцентные расходы в абсолютном выражении вырастут, но темпом меньшим, чем рост ВВП и доходов бюджета. "Для решения бюджетных задач объем непроцентных расходов будет достаточным, но их доля в ВВП снизится", - говорит пресс-секретарь Минфина Юрий Зубарев. Руководитель Центра развития Андрей Клепач отмечает повторяемость событий: замах Минфина и последующий откат. Он считает это отражением слабости финансового планирования.

"Параметры Минфина не стыкуются с текущими и будущими потребностями экономики, - говорит эксперт. - Плохо просчитываются реальные потребности, скажем, армии при переходе на контрактную основу или затраты на фундаментальную науку". По его мнению, под таким углом трехлетка не просчитывается, а имеет место волюнтаристская подгонка непроцентных расходов под заранее установленный профицит.

Аналитик экономической экспертной группы Александр Устинов говорит, что финплан рассматривается авторами скорее как цель, к которой надо стремиться, чем как математически выверенный прогноз. Непроцентные расходы, по его словам, зависят от политики правительства. Доходы прочно увязаны с макроэкономическим прогнозом и налоговыми ставками, обслуживание госдолга - это заведомо известная величина, маневр займами достаточно ограничен.

При таком раскладе, отмечает Устинов, непроцентными расходами просто балансируют бюджетную конструкцию. Дело не в амбициях Минфина, а в методе, говорит директор ЦМАКП Андрей Белоусов. Минфин рассчитывает доходы по оптимистическому варианту, а расходы - по пессимистическому. По оптимистическому сценарию цены на нефть к 2006 г. возрастут, а по пессимистическому - стабилизируются в 2004 - 2007 гг. на более низком уровне ($18,5 за баррель). Налоговые доходы и профицит при этом будут возрастать. Как профицит будет использован - вот главный вопрос, считает Белоусов. "Касьянов говорил, что решение о снижении единого соцналога будет принято правительством в 2004 г. Но в 2004 г. конъюнктура цен может измениться, а правительство сменится точно", - рассуждает директор ЦМАКП.

Совет по вопросам совершенствования правосудия должен выстраивать свою работу так, чтобы судебная система стала полноценной ветвью власти, считает В.Путин  »
Юридические статьи »
Читайте также