Реформаторы будят муниципалов

Поправки более чем к 100 законам будут поданы в ходе реформирования системы местного самоуправления России.

Об этом заявил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Виталий Шипов. Важнейшая часть поправок может быть принята Госдумой уже на осенней сессии 2002 года, остальное -- на весенней сессии 2003 года.

Поправки затрагивают Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, а федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" будет разработан в новой редакции. Разработкой поправок займутся 30 межведомственных рабочих групп, каждая из которых работает по своему направлению. Общую координацию осуществляет комиссия под руководством заместителя руководителя администрации Президента РФ Дмитрия Козака.

Экспертиза

"Комиссия Козака" уже провела работу в регионах. Было получено свыше 300 предложений от различных муниципальных образований. К сожалению, анализ проектов показал, что большинство носит декларативный характер, по ним органы власти и местного самоуправления не несут ответственности за свои действия. Поэтому сейчас начнется серьезная работа экспертов, в том числе и представляющих муниципальные образования", -- комментирует Виталий Шипов. По словам заместителя Минэкономразвития, сейчас из 11.829 муниципальных образований РФ только 400 не получают субсидий из вышестоящих бюджетов: "Тот уровень власти фактически выключен из процесса принятия решений. Они не могут заниматься никаким "развитием" территорий. Да и на уровне регионов чаще всего дела не лучше. Правила игры устанавливаются только на федеральном уровне". Основные изменения связаны с "разнесением" полномочий между органами власти всех уровней и регулированием межбюджетных отношений.

"Бюджетная система должна быть реформирована. Но еще важнее ввести разграничение полномочий между различными уровнями власти, -- считает Виталий Шипов. -- В настоящий момент получается, что муниципальные власти ничего не могут, но и ни за что не отвечают. Возьмем простейший пример -- финансирование работы милиции. Оно должно производиться из федерального бюджета. Но фактически милицию финансируют все три бюджетных уровня: федеральный, региональный и местный. А зачастую и другие источники, не имеющие отношения к бюджету. Действующее законодательство не дает муниципальным властям возможности обеспечивать возложенные на них обязанности. Фактически на уровне губернаторов царит произвол: захочет губернатор дать муниципалам возможность работать -- они работают, а не захочет -- все глохнет. После принятия наших поправок такое положение должно измениться. Мы хотим закрепить за муниципальными образованиями 55% бюджета, пополняемых из собственных источников. А там уж они сами будут решать, на что их направлять".

Не спать

Одним из конкретных предложений является разграничение полномочий уровней власти по установке энергетических тарифов. Все тарифы на электричество и на тепловую энергию в том случае, когда она производится на ТЭЦ с совместной выработкой, должна устанавливать Федеральная энергетическая комиссия. Тарифы на "чисто тепловую" энергию -- администрации субъектов Федерации. Муниципалитеты же полностью отстраняются от регулирования цен на энергоносители. Это, по мнению разработчиков, должно помочь ликвидировать нерыночные барьеры в энергетической сфере.

"Работа комиссии Козака и рабочих групп -- наверное, первая попытка обобщить огромный объем предложений с мест, -- сказал Виталий Шипов. -- Надо сказать, что те местные администрации, которы е сами проявят инициативу в проведении реформ, выиграют по сравнению с другими. Они получат возможность реализовать какие-то свои ноу-хау, а не будут, как это было до сих пор, сидеть и ждать, когда их начнут "реформировать".

Константин Шолмов

Деалкоголизация недели  »
Юридические статьи »
Читайте также