В Ленобласти ищут управу на будущие органы МСУ

Сегодня после летних каникул возобновляет работу Законодательное собрание Ленобласти. Главной темой первого пленарного заседания станут предстоящие в рамках реформы местного самоуправления (МСУ) муниципальные выборы, участникам которых со вчерашнего дня официально разрешено вести агитацию. Учитывая то, что в ходе реформы у новых муниципальных советов появится мощный ресурс для влияния на экономику своих районов, передел власти на местах может приобрести характер "локальных войн". Региональные власти спешат сделать все, чтобы взять этот процесс под жесткий контроль.

В рабочую повестку пленарного заседания включен проект изменений в закон "Об органах местного самоуправления" , а также проект закона "Об условиях контракта для главы местной администрации муниципального района" . Документы определяют некоторые формальности перехода власти к новым муниципальным депутатам, а также возможные варианты пролонгации полномочий действующих избранников, в случае если где-то выборы будут сорваны из-за неудовлетворительной явки избирателей. Согласно федеральному закону "Об органах местного самоуправления" (ОМСУ) главным отличием муниципальной власти от всех остальных является принцип непрерывности -- территория ни при каких обстоятельствах не должна оставаться без своего представителя.

Напомним, на 9 октября в Ленобласти назначена единая дата перевыборов во всех муниципальных образованиях региона. За предшествующий год была реформирована вся система местной власти, а также проведена "перенарезка" округов. 224 поселения городского и сельского типов войдут в состав 18 муниципальных районов. Выдвижение кандидатов завершилось 3 сентября, а со вчерашнего дня им официально разрешено вести агитацию. При этом, по данным облизбиркома, число зарегистрированных кандидатов приближается к 7,5 тыс., что примерно вдвое превышает число мандатов.

Интрига заключается в том, что главы новых администраций теперь должны назначаться только из состава вновь избранных советов (областное правительство с успехом провело через ЗакС закон о муниципальных выборах в соответствующей редакции). При этом исполнительная власть фактически получила возможность контролировать процесс назначения, поскольку у губернатора Ленобласти появилось право формировать половину состава конкурсных комиссий, которые будут отбирать кандидатов во всех муниципалитетах. За это власти региона уже подверглись критике со стороны противников губернатора Валерия Сердюкова.

С большим трудом и лишь в единичных муниципальных образованиях (МО) местным советам удалось отстоять право не переназначать своего главу. Дело в том, что полномочия действующих местных советов не могут ни прекращаться, ни подвергаться сомнению в том случае, если в ходе реформы МО не подвергалось преобразованию. В числе таких счастливчиков -- Колтушская волость, которая после "перенарезки" не поменяла своих границ. Однако для этого потребовалось несколько судебных разбирательств и личные разъяснения главы ЦИКа Александра Вешнякова. В других же округах передел власти может запросто приобрести характер "локальных войн".

Дело в том, что с 1 января под 100-процентный контроль ОМСУ перейдут все налоги на доходы физических лиц, налог на землю, а также право распоряжаться земельными участками. Поэтому различные бизнес-структуры активно продвигают своих ставленников не только в тех округах, где они ведут хозяйственную деятельность, но и в соседних -- чтобы контролировать деятельность конкурентов. Впрочем, как признает спикер ЗакСа Кирилл Поляков, ажиотаж вокруг муниципальных выборов может сойти на нет, поскольку в настоящее время в Госдуме находится законопроект, позволяющий региональным властям самим решать, какое из муниципальных образований "достойно" повышения полномочий . Если Госдума утвердит его до 9 октября, большинство кандидатов просто уйдут с дистанции.

Алексей Соболев

Выборы закончены, работа продолжается  »
Юридические статьи »
Читайте также