Ежегодное Послание губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию, 29 марта 2006 года

Уважаемый Вадим Альбертович!

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления!

Дорогие петербуржцы!

Я обращаюсь к вам с третьим по счету ежегодным посланием.

Позади два с половиной года нашей общей работы во имя достижения стратегической по масштабу, но конкретной и осязаемой цели – превратить Петербург в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и развития гражданского общества.

Я не случайно сказала: нашей работы. Политическая стабильность стала нормой, естественной средой, в которой действуют ветви власти. Дискуссии, критика, споры и неизбежны, и необходимы. Они делают наш законотворческий диалог содержательным и честным. Взаимная ответственность, готовность слушать и слышать друг друга определяют наши отношения с Законодательным Собранием. И я благодарна за это всему депутатскому корпусу и Вам, уважаемый Вадим Альбертович. И, конечно же, трудно переоценить ту поддержку, которую оказывает городским властям в решении социально-экономических и других важнейших проблем полномочное представительство Президента России в Северо-Западном федеральном округе.

В эффективном сотрудничестве с городским законодательным корпусом мы создаем новый правовой фундамент, на котором будет возводиться и уже возводится Санкт-Петербург XXI века. Принятый нами Совместный план законопроектной работы успешно реализуется. В 2005-ом году мною было внесено в Законодательное Собрание свыше 60-ти законопроектов, бoльшая часть из которых уже обрела статус законов Санкт-Петербурга. Среди стратегических решений назову принятие Генерального плана Санкт-Петербурга до 2025-го года, Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу , 17 законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности, а также все без исключения законы, направленные на поддержку ветеранов войны и труда, пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и создание системы гарантий для работников бюджетной сферы.

Вновь, как и в прошлом году, ярким примером взаимодействия ветвей власти стала совместная работа над бюджетом города . Вновь Правительство и депутаты действовали как команда, обеспечив такой уровень подготовки проекта, который позволил многим экспертам назвать бюджет 2006-го года лучшим в новейшей истории Петербурга.

Нас по справедливости воспринимают как европейскую столицу России не только потому, что облик Санкт-Петербурга на глазах меняется, не только потому, что город возвращает себе европейское лицо, изначально данное нам Петром Великим. Авторитет нашего города оттого и растет, что мы не стремимся быть просто красивой декорацией для протокольных мероприятий. Санкт-Петербург все чаще становится центром принятия ключевых решений – политических, экономических и правовых.

И проведение летом этого года саммита глав государств «Группы восьми», и предстоящий переезд в Петербург Конституционного суда , и выход петербургского телевидения в федеральный эфир, и перенос к нам штаб-квартир крупнейших российских компаний, и приход к нам стратегических инвесторов с Запада и Востока – это признание той роли, которую обрел наш город.

2005 год был годом устойчивого подъема экономики Санкт-Петербурга. Валовой региональный продукт (ВРП), по предварительной оценке, увеличился на 8,4%. Это заметно выше темпов, достигнутых городом в 2004 году и на два процента выше темпов роста общероссийского ВВП в 2005 году.

Быстрое увеличение валового регионального продукта на этот раз было поддержано стремительным ростом объема услуг связи – на 15%, оборота розничной торговли – на 12,9%, а также устойчивым увеличением объема транспортных услуг.

В границах Большого порта Санкт-Петербурга переработано на 12,3% больше экспортно-импортных грузов, чем в предыдущем году – 57,5 млн.тонн.

Число зарегистрированных безработных в Санкт-Петербурге – по-прежнему одно из самых низких в России – 0,8% экономически активного населения.

Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге также несколько выше, чем по России в целом и составил 4,2%, рост оборота промышленных предприятий – 109,1%.

Но надо признать, что в 2005 году петербургская промышленность показала заметно более скромные темпы подъема, чем в 2004-м.

Значит ли это, что промышленность перестает быть локомотивом роста петербургской экономики? Ни в коем случае! Санкт-Петербург был, есть и будет одной из столиц российской промышленности, центром индустриальной модернизации и генератором инноваций. Сегодняшние проблемы промышленности Санкт-Петербурга – это в первую очередь проблемы структурной перестройки, проблемы борьбы за конкурентоспособность.

Позиции наших предприятий не только на внешних, но и на внутренних рынках, как и в целом в России, резко осложнило быстрое укрепление курса рубля относительно международных валют. К сегодняшнему дню это стало фактором, который объективно тормозит наш экспорт и снижает конкурентоспособность наших товаров.

Так, особенно заметно снижение темпов прироста продукции в пищевой промышленности – вместо привычных двузначных цифр – рост всего 2,3%. Увы, это объективный процесс.

В 90-е годы пищевая, и в первую очередь пивоваренная отрасль нашего города стала флагманом технологической модернизации и инвестиционной активности. Но к 2005-му году потенциал развития отрасли в Петербурге оказался практически исчерпан, лидеры нашей пищевой промышленности осваивают российскую глубинку и открывают там свои производства.

Поэтому в 2005-м году была сделана ставка на развитие высокотехнологичных наукоемких производств. И по ряду позиций мы заметно продвинулись вперед. Так, индекс производства машин и оборудования составил 16,4% к уровню 2004-го года.

Выпуск гидравлических и паровых турбин вырос соответственно на 23,4% и 12,4%. Рост производства судов, летательных и космических аппаратов, и транспортных средств составил 7,2%.

Правительством города многое сделано по размещению на петербургских предприятиях крупных заказов – российских железных дорог, других монополистов, нефтяных компаний, оборонной продукции.

Идеология структурной перестройки промышленности формулируется просто: ставка на рост доли продукции высоких технологий через радикальную модернизацию действующих производств. Альтернативы нет. Нельзя и дальше рассчитывать на бурный экономический рост, пытаясь давить сок из выжатого апельсина.

Переосмысливая нашу промышленную политику, мы продолжали форсированное движение на инвестиционном направлении. Напомню: 40-процентный рост инвестиций в 2004-ом году был расценен как инвестиционный бум. В 2005-ом году мы взяли новую планку: рост инвестиций составил уже 43,9 %.

А общий объем инвестиций достиг абсолютного рекорда – 1 миллиард 417 миллионов долларов.

В течение 2005-го года мировые рейтинговые агентства четырежды повышали финансово-кредитный рейтинг Петербурга. По итогам 2004-2005 годов Петербургу присвоено первое место в главной номинации «За минимальный инвестиционный риск».

В 2005-ом году качественно изменился характер инвестиций: если раньше инвестор стремился исключительно в сферу коммерческой недвижимости, то теперь он не боится идти в реальный сектор экономики. 67,3 % от общего объема инвестиций направлено в 2005-ом году в обрабатывающие производства.

В прошлогоднем послании я перечислила полтора десятка инвестиционных проектов наших зарубежных партнеров.

Сегодня могу сказать: все без исключения эти проекты реализуются. Мы заложили заводы концерна «Тойота» , «Русский стандарт» , «Bosch and Siemens», «Кнауф», «Алкан Пэкеджинг», «Русской содовой компании» ведем строительство «Ижорского трубного завода» , ввели завод «Элкотек». Городской рынок труда получит порядка пяти тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Ставка на вложения в инновационные производства – это наша, петербургская ниша. Мы должны расширять ее, создавая все более привлекательные условия для инвесторов и усиливая свои конкурентные преимущества. Мы должны динамично и мобильно реагировать на мировую конъюнктуру.

Потому что серьезные инвестиционные проекты – это приход в город технологий XXI века, это эффективные высококонкурентные производства, это новые рабочие места с достойной оплатой и новые кадры с высокой квалификацией и трудовой культурой.

Победа Санкт-Петербурга в общероссийском конкурсе на создание особой технико-внедренческой экономической зоны – это мощный импульс развития высокотехнологичных производств и IT – разработок. А значит – укрепления позиций Петербурга как инновационной столицы России.

Одним из ключевых обязательств, взятых мною в 2003 году, было удвоение доходов городского бюджета. Эта задача выполнена. А с учетом поправок в бюджет 2006-го года – и перевыполнена.

Если в 2003 году доходы и расходы петербургского бюджета достигали приблизительно 75 миллиардов рублей, то в прошлом году доходы составили 140,4 млрд.руб., а расходы – 134 миллиарда. Фактические результаты 2005 года далеко превзошли ожидания. Вместо запланированного бюджетного дефицита в 7,5 миллиарда рублей обеспечен профицит в 6 миллиардов рублей. Внешний долг города сократился за год на 2 миллиарда рублей. И заметьте, этот результат достигнут без повышения фискальной нагрузки на экономику, а значит и без снижения реальной конкурентоспособности наших предприятий-плательщиков. Расходная часть бюджета 2006-го года, с учетом поправок, составит уже 173 миллиарда рублей.

Предприятия с участием таких крупнейших кампаний, как «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть», перерегистрация в Петербурге головного офиса «Внешторгбанка», расширение деятельности филиала «Северстали» принесли в 2005 году более 6 млрд. руб. бюджетных поступлений. Интерес российского бизнеса к нашему городу продолжает расти. В качестве городских налогоплательщиков зарегистрировались компании «Транснефтерподукт», «СИБУР Холдинг», «Трансаэро».

В этом году к нам на налоговый учет перейдет «Совкомфлот». Мы работаем в этом направлении с целым рядом других компаний.

Да, мы ведем наступательную и одновременно гибкую политику, открывая преимущества Петербурга для компаний самого крупного калибра. Потому что с приходом таких компаний растут не только доходы бюджета. В экономике бренды значат не меньше, чем в культуре. Масштаб компаний, пришедших в город, – это важный сигнал для всего крупного бизнеса. Скажем откровенно: сегодня у Петербурга высокий, фактически столичный деловой статус.

Итак, мы досрочно вышли к намеченным ориентирам и не планируем дальнейшего скачкообразного роста доходов. Ключевой принцип бюджетной политики – повышать конкурентоспособность Санкт-Петербурга, находить новые источники доходов, образно говоря – разрабатывать новые «месторождения».

Что же касается бюджетных расходов, то во главу угла мы ставим целевой характер планирования, адресность и эффективность. Богат тот, кто не позволяет себе быть расточительным. Мы уже достаточно богаты, чтобы освоить эту премудрость. Всего один пример: за счет реформирования системы горзаказа петербургский бюджет сэкономил за прошлый год 3,6 млрд.рублей.

Экономическая и социальная политика города позволила добиться повышения жизненного уровня населения и реального сокращения масштабов бедности.

В 2005-ом году среднемесячная начисленная заработная плата в бюджетной сфере выросла на четверть по сравнению с 2004-м годом и составила 8,6 тысяч рублей.

Санкт-Петербург – первый в России субъект Федерации, который радикально изменил идеологию оплаты труда работников бюджетных учреждений . Мы отказались от ЕТС – единой тарифной сетки, а попросту говоря, от уравниловки. Переход к стимулирующей системе оплаты в соответствии с квалификацией, стажем и результатами труда повысит заработную плату абсолютного большинства работников бюджетной сферы в среднем на 15–20%. Повышение зарплаты ряда категорий бюджетников в рамках национальных проектов вплотную приблизит уровень оплаты труда в бюджетной сфере к среднему по городу.

И, конечно же, надо признать, что генетически проблема бедности – это в первую очередь проблема пенсий. В 2005 году пенсионеры, достигшие возраста 65 лет и старше, получали ежемесячную доплату к пенсии до прожиточного минимума за счет средств бюджета Санкт-Петербурга . С 1 января 2006 года право на эту доплату было распространено на граждан в возрасте от 60 лет и старше .

На 31 декабря 2005 года средний размер пенсии по Санкт-Петербургу составил 2846 руб. – на 25,6% больше, чем в 2004 году. Это выше прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, на 450 рублей. Но мы понимаем, что уровень пенсий еще не достаточен.

Реальные денежные доходы населения выросли за год на 14,4% (в среднем по России – на 8,8%), а среднемесячная номинальная заработная плата достигла в 2005-м году 10,8 тысяч рублей против 8,5 тысяч в среднем по России.

В 2005-ом году мы достигли исторического максимума в строительстве жилья – 2 миллиона 273 тысячи квадратных метра. Введено в эксплуатацию более 400 объектов торговли, культуры, образования и коммунального хозяйства, административных и офисных зданий, бизнес-центров, автосервиса общей площадью миллион 260 тысяч квадратных метров.

Мы впервые за последние годы добились прорыва в бюджетном строительстве. Почти 5,8 миллиардов рублей было выделено на строительство и реконструкцию жилья и социальных объектов. Мы высокими темпами расселяем сегодня ветхое и аварийное жилье. Почти 900 квартир будет куплено под расселение жилья в зоне КАД.

Проще говоря, это то, что делает комфортнее, цивилизованнее жизнь всех слоев населения, каждого жителя, вне зависимости от размера кошелька. Это то, что впрямую определяет социальное самочувствие людей – школы и детские сады, кинотеатры и театры, спортшколы и спортплощадки, дома для престарелых и центры реабилитации инвалидов.

В 2005-ом году, впервые за постсоветское время, город включил капитальное строительство социальных объектов в приоритеты бюджетной политики . В одной только области здравоохранения: завершено строительство хирургического корпуса Покровской больницы,

Президент заказал новый паспорт  »
Юридические статьи »
Читайте также