"Организовывайте местную власть, как хотите, но далеко не уклоняйтесь" Смольный не хочет менять форму местного самоуправления, но призывает наполнить ее новым содержанием

Сегодня в Пушкине завершается трехдневный семинар, организованный комитетом Госдумы по вопросам местного самоуправления. Российские парламентарии вместе с муниципалами обсуждают опыт строительства местной власти на примере Москвы и Петербурга. Выяснилось, что в отношении организации местного самоуправления эти два города - не только не вся Россия, но и не Россия вообще.

"Местное самоуправление в Санкт-Петербурге состоялось, но еще не получило должного развития, не сумело взять на себя функции, которые горожане ждут от него", - заявил вице-губернатор, руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга Виктор Лобко. По его мнению, при выстраивании системы МСУ "не нужно ничего разрушать, а надо усовершенствовать имеющуюся основу, наполнить ее новым содержанием".

Кстати, в эти дни в Санкт-Петербурге проходит семинар-совещание "Особенности организации МСУ в городах федерального значения. Взаимодействие органов МСУ с населением и органами государственной власти". Он организован комитетом Государственной думы РФ по вопросам МСУ при участии администрации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а также правительства Москвы. О том, что в Москва и Петербург, отличаются от всей России в организации МСУ и записано в федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятом 6 октября 2003 года. Вице-губернатор Петербурга Виктор Лобко, курирующий в правительстве города вопросы местного самоуправления, так передал смысл статьи, по которой Москве и Петербургу предоставлены особые права: "Организовывайте местную власть, как хотите, но далеко не уклоняйтесь". Владимир Мокрый, председатель комитета Государственной думы по местному самоуправлению, пояснил, что двум столицам предоставлено право самостоятельно определять организационную систему муниципальной власти, ее доходные источники, перечень подведомственного имущества.

Главное отличие московской и петербургской систем МСУ в том, что в столице местная власть строится по районному принципу, а в Петербурге - на основе муниципальных образований. Однако в Москве 127 районных администраций (их там гордо называют управами), в Петербурге же только 18. Зато в Москве 129 муниципальных округов (как уже сказано, сформированных на основе управ), у нас - 111. Другое отличие: петербургским муниципалам выделяют из бюджета города около 2,5 миллиарда рублей, столичным - только 700 миллионов рублей.

Московские муниципалы более жестко построены городской властью. Например, выборы там были проведены весьма организованно: во всех до единого МО они прошли в день выборов президента России. Правда, как и у нас, протестные настроения ярко выражены: 22 процента москвичей проголосовали против всех, в результате в 30 из 129 московских муниципальных округов (МО) советы не были избраны. Зато при повторных выборах все завершилось хорошо: 12 процентов избирателей выбрали советы во всех 30 оставшихся округах - порога явки московский закон о местном самоуправлении не предусматривает.

В нашем городе выборы в муниципальных округах идут постоянно, проводятся чуть ли не каждое воскресенье - то в одном, то в другом округе. И без всякого видимого успеха. Поэтому Виктор Лобко взмолился, обращаясь к председателю госдумовского комитета: "Я прошу только об одном: разрешите установить Законодательному собранию города норму, чтобы выборы в петербургских МО проводились в один день единовременно". Молитва осталась без ответа, вряд ли такие решения в компетенции Владимира Мокрого. Хотя он и рассказал, что 11 мая в Государственную думу внесен законопроект с поправками к вышеназванному закону о том, чтобы продлить полномочия всех действующих и вновь образовавшихся МО до октября 2005 года. И осенью 2005 года провести выборы, а дату назначат местные власти.

Разумеется, говорили и о зарубежном опыте. В Париже, по словам Виктора Лобко, центре демократии, система местной власти выстроена по унитарному принципу - то есть город не разбит на отдельные муниципальные образования. А в Дании до 60 процентов бюджета страны находится в ведении именно муниципальных властей. Но опыт Парижа и Дании нам не очень подходит: давать такие деньги муниципалам у нас никто не рискнет.

...При встрече журналистов с вице-губернатором Виктором Лобко была задана и пара вопросов на животрепещущие темы местной политики: о назначении петербургского вице-губернатора Андрея Черненко главой федеральной миграционной службы и о признании недействительными выборов по 207-му округу в Государственную думу, где победил Александр Морозов.

Виктор Лобко отметил, что с назначением на федеральную службу Черненко правительство города понесло потерю, поскольку тот обладает большим управленческим опытом в разных сферах. Кстати, заметил вице-губернатор, он же начинал как журналист. Кто-то из корреспондентов ответил, что более Андрей Черненко известен как полковник ФСБ. На что Виктор Лобко сказал в сторону (почему-то получилось - в сторону "Известий"), что бывали случаи, когда и сапожники становились генералиссимусами. Относительно признания выборов недействительными вице-губернатор заметил, что радости в этом мало, но если суд принял такое решение, значит, что-то там сомнительное было. Но в этом пусть разбираются исключительно судебные органы.

Олег Рогозин

"Состоялось, но не получило развития" В столицах обдумывают реформу местного самоуправления  »
Юридические статьи »
Читайте также