Не выше Ангела, или Все пойдет по Плану - По Генплану развития Петербурга, которого мы, кажется, почти дождались.

Исторический документ, определяющий приоритеты градостроительной политики города на Неве до 2015 года, был представлен в начале недели достаточно узкому кругу членов Общественного совета города на Неве (а вчера он был обсужден на общем заседании совета).

Вернее, не сам Генеральный план (к разработке которого должны приступить в ближайшее время), а его "Концепция", созданная в одном из НИИ города по заказу комитета по градостроительству и архитектуре питерской администрации. При этом именно концептуальная составляющая Генплана является наиболее важной - каждый из конкретных градостроительных нюансов интересен достаточно узкому кругу читателей, а вот векторы изменения жилищной, промышленной и прочих "карт" Петербурга - актуальнейший предмет общественного обсуждения.

От концепции к плану

Эти векторы и содержатся в разработанной концепции; для того чтобы понять их значение, следует вспомнить, что же такое Генеральный план. А мы, кажется, о нем уже забыли - фактически с распадом Союза завершилось и действие прежнего плана, созданного к 1986 году для Ленинграда. О разработке новых схем развития много говорили, но дальше разговоров дело не шло. Порой доходило до абсурда - городская среда представлялась в качестве "саморегулирующегося" организма, в котором любое планирование излишне и даже вредно. Да и само понятие "плана" трактовалось как свод неких прямых и весьма предметных директив, предназначенных к исполнению в назначенный срок.

Между тем понятие "Концепция Генерального плана" можно определить достаточно четко: это не законченный список обязательных действий, но руководство к действию, сочетающее анализ современной среды мегаполиса с выстроенной на основе этого анализа стратегией и тактикой развития на будущее. (Допустим, тезис о необходимом освобождении исторической части города от промышленных предприятий не обязательно должен быть воплощен на практике до 2015 года, но вместе с тем определяет направление движения.) По словам разработчиков, в основе Генплана - продуманная социально-экономическая идеология, а его единственная и главная цель - непрерывное совершенствование городской среды. То есть тех условий, в которых приходится существовать нам с вами, - согласитесь, здесь есть что обсуждать.

Европейским путем

Представленная концепция ставит перед разработчиками будущего Генерального плана несколько главных задач. Перво-наперво необходимо определить масштаб развития города. В пределах расчетного периода (2015 год) авторы предполагают стабилизацию численности населения, а может быть, и незначительный его рост. Следующий параметр - предполагаемый уровень комфортности городской среды и в этой же связи ее функциональное содержание. Концепция выдвигает всеобъемлющий тезис о постиндустриальном пути развития Петербурга как исторически предопределенном и единственно приемлемом варианте - по сценарию которого существуют все европейские города. Особенности этого пути и отражает документ.

Анализ существующих условий убеждает разработчиков, что в отличие от той же Москвы у Петербурга достаточно территориальных резервов. Задача внутригородской политики на ближайшие десять лет - дать возможность одновременного развития всех сфер городской жизни (что, надо отметить, полностью соответствует букве губернаторского послания, в котором положение о многофункциональности является одним из определяющих) - не "столица туризма", или "промышленный центр", или "Наукоград", но первое, второе и третье в одном лице.

Из дома на работу и обратно

Главным арифметическим показателем, которым можно выразить вышеупомянутую степень комфортности, является прирост объемов жилищного фонда, исчисляемый средней жилищной обеспеченностью постоянного населения. Ориентир - и образец развития в этой сфере - западноевропейские города, в которых в среднем на одного жителя приходится от 30 до 40 кв. метров жилой площади. В Петербурге к 2015 году число "квадратов" на одного горожанина планируется довести до 27. Другой показатель, особенно значимый в условиях постиндустриального мегаполиса, - доля офисных площадей на человека. Если сегодня во Франкфурте-на-Майне на одного жителя приходится в среднем 12 кв. метров офисной площади, то на петербуржца - только 1,4 (вектор на 2015 год - сокращение разрыва, при этом авторы концепции напрямую увязывают этот показатель с представлением о конкурентоспособности Петербурга на европейском рынке). Похожая картина складывается и с торговыми площадями.

Функциональное использование городских территорий в концепции предполагает, ориентируясь на опыт европейских соседей, сокращать долю производственных территорий за счет наращивания доли зон деловой активности. В увязке с этим вопросом и выравнивание по территории города карты "мест приложения труда" и "мест проживания", переход на модель сокращенного цикла "дом - работа". Не советское стереотипное представление о "городах-спутниках", не предпосылка, а скорее следствие все того же постиндустриального пути, подразумевающего достаточно гармоничное распределение упомянутых "мест".

Другая сложнейшая для Петербурга проблема, напрямую связанная со всеми предыдущими, - транспортная инфраструктура. В концепции безусловно признается необходимость как роста дорожной сети (в картах 2015 года, прилагаемых к концепции, наличествует не только КАД, но и, к примеру, Западный скоростной диаметр), так и ее оптимизации.

Все мы под ангелом ходим...

Постиндустриальный путь предполагает развитие общегородского делового центра, повышение рейтинга территорий вдоль главных водных артерий Петербурга; причем авторы констатируют, что эти районы - "самое ценное из того, что у нас есть". На 70-80 процентов эти зоны сегодня заняты промышленностью. Естественный процесс перестройки в пользу деловой и жилой инфраструктуры сегодня уже идет, его предлагается интенсифицировать.

В концепции отвергается "азиатский путь" развития - неудержимый рост мегаполиса по вертикали за счет высокоэтажного строительства (например, Бангкок, Гонконг, в некоторой степени Москва). Документ декларирует "петербургские ценности" (которые, впрочем, и в данном случае соответствуют европейским). В этой части концепция содержит немало любопытных нюансов и даже такой, как введение общего ограничения высоты застройки Петербурга - "не выше ангела, венчающего Петропавловский собор".

Обсуждение продолжается

Естественно, что изложить содержание всего документа, даже в предельно обобщенном виде, не представляется возможным. По сути дела, каждое его положение - предмет отдельного исследования. Но все же первую проверку на "прочность" концепция прошла - Общественный совет Петербурга "в целом" одобрил ее. Высказав ряд замечаний - например, возражения вызвали предлагаемые показатели развития учреждений социальной сферы (поликлиник, больниц, детских садов и т. п.) - они были признаны явно недостаточными.

В этой связи стоит упомянуть, что концепция лишь определяет черты Генерального плана, который должен быть разработан к началу следующего года. В том, что он будет разработан, убеждает, помимо всего прочего, принципиальная позиция губернатора Валентины Матвиенко, которая уделила Генплану значительное место в своем "Ежегодном послании", назвав его "важнейшим документом для города и горожан". Его принятию должно предшествовать широкое обсуждение проекта, к которому петербургская общественность в лице совета де-факто уже приступила.

Андрей Милкин

Бизнес доволен новыми тарифами  »
Юридические статьи »
Читайте также