Льготный взрывпакет

На сегодняшней пресс-конференции председатель Комитета по труду и социальной защите населения Владимир Дербин расскажет о "перспективах реализации закона о замене льгот денежными выплатами и компенсациями в Санкт-Петербурге". Указанные перспективы, впрочем, трудно расценить оптимистически...

Как только правительственный пакет законов о масштабной реформе государственных обязательств (точнее, об отказе государства от большей части этих обязательств) был принят в третьем чтении, мэр Москвы Юрий Лужков немедленно заявил, что правительство столицы компенсирует своим льготникам потери от так называемой монетизации льгот.

После этого тов. Лобко В.Н., временноначальствующий над Петербургом на время пребывания тов. Матвиенко В.И. в Греции, заявил, что и в Петербурге "планируется нечто подобное". Правда, никаких подробностей не озвучил. Видимо, эта миссия будет возложена на Владимира Дербина, который и должен будет объяснить, как питерский бюджет-2005 справится с дополнительной нагрузкой...

Как известно, правительственный пакет предусматривает, что одна часть льготников будет финансироваться из федерального бюджета, другая же часть - из бюджетов регионов. К первой группе отнесены инвалиды, участники и ветераны войны, блокадники, ветераны боевых действий, чернобыльцы, ветераны военной службы, инвалиды по общему заболеванию и дети-инвалиды. Ко второй - ветераны труда, труженики тыла и незаконно репрессированные.

Те, кто входит в первую группу, получат денежную компенсацию, размер которой дифференцирован для разных категорий льготников. Из компенсации будет вычитаться стоимость так называемого социального пакета, что сохранит для льготников право на проезд на пригородном транспорте, на получение лекарств и на санаторно-курортное лечение. Все прочие льготы отменяются.

Что касается тех, кто входит во вторую группу, то все их льготы заменяются на "меры социальной поддержки", а какие именно - должны решить региональные власти.

Для начала - о первой группе льготников. Если говорить о самых распространенных категориях, то компенсации, которые они получат, составят 1550 рублей для инвалидов войны, 1050 рублей - для участников войны, 650 рублей - для награжденных знаком "Житель блокадного Ленинграда".

При этом инвалиды и участники войны потеряют право на бесплатный проезд раз в год в любой конец страны, право на бесплатное протезирование и право на бесплатный проезд на общественном транспорте. Инвалиды войны вдобавок потеряют и право на получение автомашины "Ока". Жители блокадного Ленинграда потеряют право на бесплатный проезд один раз в два года в любой конец страны, право на бесплатное протезирование и право на бесплатный проезд на общественном транспорте.

Наиболее "затратная" из этих льгот - право бесплатного проезда на общественном транспорте. И нетрудно посчитать, если льготники приобретут себе единые проездные билеты на все виды городского транспорта (сегодня они стоят 430 рублей), сколько останется от их компенсаций. Даже на 1120 рублей в месяц, которые останутся у инвалидов войны, сложно будет куда-нибудь далеко поехать или полететь, а уж об автомашине придется только мечтать. Что касается жителей блокадного города, у которых останется 220 рублей в месяц, то им о протезировании или поездках в разные концы страны придется, скорее всего, просто забыть.

Теперь о второй группе льготников. Всего в стране около 20 миллионов тружеников тыла, ветеранов труда и незаконно репрессированных. В Петербурге их около 700 тысяч. Главные льготы, которые они имели, - это бесплатный проезд на пригородном и городском транспорте, бесплатное обеспечение лекарствами и бесплатное зубопротезирование.

Впрочем, практически все инвалиды, участники войны и блокадники, труженики тыла и репрессированные являются пенсионерами, которые в Петербурге, в соответствии с давним решением сессии Ленсовета, имеют право бесплатного проезда на общественном транспорте. И если исходить из того, что в городе около 1,3 миллиона пенсионеров, а единый проездной билет стоит, как уже сказано, 430 рублей в месяц, то на реализацию права на бесплатный проезд на городском транспорте необходимо около 7 миллиардов рублей.

На самом деле городской бюджет платит за проезд льготников в общественном транспорте значительно меньше. Так, в бюджете 2004 года компенсация за проезд в метрополитене - примерно 740 миллионов рублей, что соответствует примерно 50 рублям в месяц на человека. Аналогичная картина с компенсациями за проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях. Почему так получается? Ответ прост: потери на льготников транспортники компенсируют не столько за счет дотаций из городского бюджета, сколько за счет увеличения тарифов для тех, кто ездит за деньги. Для примера: себестоимость одной поездки в метро сегодня, по информации, полученной из Комитета по транспорту, чуть более пяти рублей. А с граждан за проезд берут восемь рублей. Разница, в частности, и компенсирует потери от проезда льготников.

Если эта практика продолжится - затраты городского бюджета на сохранение "транспортных" льгот могут оказаться не такими и большими. Другое дело, что если бы платили все, тарифы могли бы даже снизиться...

Вторая по величине затратная статья - льготы на обеспечение лекарствами для льготников второй группы, о которых надо будет заботиться питерскому бюджету.

Сегодня на эти цели уходит около 800 миллионов рублей в год - при том, что надо как минимум втрое больше, чтобы все льготники получили нужные им лекарства. Федеральный бюджет выделит деньги - из расчета по 360 рублей в месяц (в рамках социального пакета) на "своих", "федеральных" льготников, но обеспечить ветеранов труда и тружеников тыла Питеру надо будет самостоятельно. И если исходить из тех же самых 360 рублей в месяц, то на обеспечение 700 тысяч льготников второй группы надо откуда-то взять около 3 миллиардов рублей. А есть еще расходы на зубопротезирование и проезд на пригородном транспорте...

Между тем в 2005 году Петербург и так теряет из-за изменений налогового и бюджетного законодательства, по разным оценкам, от 5 до 7 миллиардов рублей. Весь питерский бюджет-2005 запланирован в размере 102 миллиардов рублей. Как в этих условиях сводить концы с концами и пытаться сохранять права льготников - большой вопрос.

Борис Вишневский

О чем плачут фонтаны  »
Юридические статьи »
Читайте также