Партия нелюбителей пива

Сбывается мечта многих: телеэфир* будет свободен от рекламы пива с 7.00 до 22.00. Если, конечно, президент Путин согласится с Советом Федерации, одобрившим закон об ограничении рекламы пенного напитка. А пивным роликам, которые пойдут в эфир ранним утром и ночью, заданы такие условия, что вряд ли эти клипы вызовут жажду.

В июне, когда к нам вот-вот должен был приехать сэр Пол Маккартни, по Пятому каналу пафосно зазывали: "Его знают все. Его ждут все..." И так далее. Недавно дома слышу из соседней комнаты знакомое: "Его знают все. Его ждут все. Оно приходит..." Или что-то в этом роде. Опять Маккартни?! Почему "оно"?! Сами вы "оно"! Мчусь в соседнюю комнату, к телику. Оказалось, то была реклама пива.

Чего уж там, законодатели хорошенько дали под дых пивоварам - учитывая, что пивовары у нас соревнуются друг с дружкой не столько в качестве напитка, сколько в рекламных концепциях. Многие пивные компании дулись на пиво "Клинское" как раз потому, что оно, де, применяло в своей телерекламе грубый прием: слишком агрессивно внушало, что молодежи жизнь не в радость, если не надрызгаться пива по самые уши.

Журнал Forbes, исследуя недавно пивной рынок России, отметил, что крупнейшую пивную компанию стали теснить на рынке более мелкие конкуренты - в том числе и потому, что ролики пивного монстра были пресноватыми по сравнению с забойными речевками соперников.

Теперь закон всех уравняет. По закону реклама пива, которая дорвется до телеэфира в разрешенное время (то есть ранним утром или ночью), не должна создавать впечатления, что питие пива "имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния". Фу ты, да у нас же все пивные ролики про это! И что за казуистика дрянная: "важное значение". А нельзя ли состряпать ролик, который говорил бы, что пиво имеет ну пусть не важное, но хоть какое-никакое значение для достижения всего вышеперечисленного?

Ничего, наши рекламщики выкарабкались бы. Потому что и сейчас имеется минимум одна серия рекламных пивных клипов, которые изначально соответствовали почти всем условиям нового закона. Я о роликах пива "Толстяк", разумеется. Говорить о спортивных успехах или великолепном физическом состоянии пухленького взрослого пупса из рекламы решился бы только невменяемый человек. Правда, судя по сюжетам, мужики толстяка уважают (следовательно, общественное признание налицо); толстяк обладает завидным пофигистским отношением к насущным жизненным проблемам (то есть с психикой все в порядке); не исключено также, что и бабы толстяка любят (личный успех). В этих трех аспектах рекламщикам пришлось бы что-то подредактировать.

Но нет! Законодатели и с этого фланга прикрылись. И отметили в законе, что в пивной рекламе нельзя использовать "образы людей". Так что самое время сейчас хлебнуть за помин толстяка, с которым не соскучишься; мультяшного летчика-пивовара Ивана Таранова (а также всех тех, кого он регулярно спаивал, - чету помещиков Козявкиных, Менделеева, Циолковского); трех богатырей; выпендрежника-Тинькоффа, который блуждает по пустынному берегу и слушает ракушку, - словом, помянуть все "образы людей".

И то бы ничего - но депутаты, угадав, что пронырливые рекламщики станут действовать как дедушка Крылов, метафорически внедряя в клипы зверей, на всякий случай запретили использовать в рекламе пива и "образы животных". Так что неадекватный белый медведь, который всех за что-то уважает (ролики одноименного напитка), тоже не пройдет. "А Змей Горыныч - это животное?" - встревожился наш главный редактор, имея в виду рекламу пива "Три богатыря". Думаю, депутаты и Змея Горыныча причислили к животным. Не знаю, как насчет ангелов и бесов, которые "такие разные и все-таки вместе" (из клипа пива "Доктор Дизель"). Также не сказано, что нельзя использовать в рекламе "образы вещей". Но сомневаюсь, что два мужика, одетые в костюмы открывашек, из ролика пива "Туборг" имеют шансы выжить. Пожалуй, креаторам придется задействовать в клипах персонажей, коих юридически нельзя назвать полноправными животными и людьми. Бактерии, грибки, плесень. Инфузории-туфельки.

На все про все у сочинителей роликов остается только природа, мать наша, - точнее, та ее часть, которая флора, да плюс гидросфера с тропосферой. Все природные образы уже давно тиражируются в пивной рекламе: ревущий водопад, радуга, поле с пшеницей. Чем они будут друг от друга отличаться - понятия не имею.

Ах, да, могла бы остаться еще одна лазейка - вроде той, которую опробовали водочники: рекламировать на все лады столовую питьевую воду, упакованную точь-в-точь как одноименный алкогольный напиток. И можно было бы продолжать резвиться в роликах про пиво - но безалкогольное. Не-а. В законе все запреты относятся и к безалкогольному пиву.

Самое симпатичное: закон обязывает внедрять в пивную рекламу информацию о "возможном вреде напитка". То есть вроде "Минздрав предупреждает". И я уже сочинила подходящую и удовлетворяющую всем условиям рекламу условного пива: "У них есть деньги: они думают, что у них есть власть. У них есть охрана: они думают, что они в безопасности. У них есть секс: они думают, что у них есть любовь. А этот гриб (пень, камень и проч.) не такой как все. Он такой один. Он верит в себя... И совершенно напрасно, потому что даже у него от нашего пива будет пивной живот, одутловатости и с почками проблемы. "Почкарев". Неправильное пиво".

Будем откровенны: современный фольклор слегка обязан пивным роликам - за все эти "где был - пиво пил", "пра-а-авильное пиво" и "надо чаще встречаться". По опросам телезрителей в "Народном рейтинге рекламы" на сайте narod.ru, пивные клипы получают неплохие оценки. Например, за лето пивные ролики, правда, не заняв первого места, иногда добирались до второго - хотя, случалось, пропускали вперед операторов сотовой связи, чистящие средства, средства против насекомых и почему-то нефтяную компанию. Но зато опережали рекламу про спасателя МЧС с его ежедневными тренировками и изматывающим режимом (ответьте, люди, вам нужен измотанный ежедневными тренировками спасатель? Мне бы лучше выспавшегося и отдохнувшего).

В общем, будем готовы к тому, что рекламные блоки поскучнеют. Но, как говорится, это не цена, если хоть один подросток просто из-за отсутствия в пивных клипах "образов людей и животных" не станет пивным алкоголиком. Так или иначе, по опросу фонда "Общественное мнение", 66% россиян относятся к рекламе пива резко отрицательно. И их можно было бы огульно поздравить, если бы не один момент: пиво, как известно, самый спортивный напиток - кажется, нет в мире такого чемпионата, щедрым спонсором которого не выступала бы та или иная пивоварня. Наши редакционные спортсмены-теоретики сейчас чуть озабочены тем, как будут передаваться по ТВ футбольные матчи, идущие до 22.00, когда пивного генспонсора в эфир пускать нельзя. Получается, будем смотреть триумфы "Зенита" в записи? Чуете, как все может интересненько повернуться?

Меня, кстати, больше всего умилили те 6% опрошенных, которые посчитали, что реклама пива не нужна. Потому что пиво в рекламе не нуждается.

КСТАТИ

Сенаторы и сами понимают, что со спортивными трансляциями как-то неловко получается. 21 сентября на первом заседании осенней сессии Совета Федерации, вероятно, будут внесены кое-какие поправки на этот счет. Как сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян, сотрудничество спорта и пива - "наиболее уязвимая часть закона". Однако добавил, что "хотя прямой пропорциональной зависимости между количеством рекламы и потреблением пива нет, ее влияние на рост потребления - это факт, который подтверждают все специалисты". По словам Оганяна, за последние 6 лет, когда действовали ограничения на рекламу крепкого алкоголя, потребление высокоградусного спиртного осталось на прежнем уровне, а вот пива стали пить в два раза больше.

Анастасия Долгошева

Инфляцию пообещали держать в узде Александр Жуков, вице-премьер Российской Федерации  »
Юридические статьи »
Читайте также