Пивные магнаты плачут

Принятые Думой и одобренные Советом Федерации поправки к закону "О рекламе", ограничивающие рекламу пива, неоднозначно восприняты в обществе. Родители и педагоги, обеспокоенные тем, что подростки 13-14 лет увлеклись пенным напитком и что пивная зависимость идет впереди героиновой, приветствовали инициативу законодателей. Как сообщают информагентства, социологи в ходе телефонного опроса более 800 москвичей выяснили, что 64% жителей российской столицы поддерживают ограничение рекламы пива на телевидении.

Резко против поправок выступили пивовары и рекламные компании.

Согласно поправкам к закону, запрещается реклама пива (включая безалкогольное) и напитков, изготавливаемых на его основе, в теле- и радиоэфире с 7.00 до 22.00 местного времени, а также на первой и последней полосах газет и обложек журналов. Не допускается использование образов людей и животных, реклама пива не должна содержать информации о положительных терапевтических свойствах напитка и утверждений о том, что его употребление является одним из способов утоления жажды. Реклама должна сопровождаться предупреждением о возможном вреде употребления пива и других слабоалкогольных напитков. Эта дополнительная информация должна занимать не менее 10% рекламного времени или печатной площади. Запрещено создавать впечатление, что употребление пива "имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния". Пивная реклама не может распространяться в детских, учебных, медицинских и спортивных организациях.

Напомним, что поправки к закону, направленные на ограничение рекламы пива", рассматривали депутаты прошлого созыва еще в 2002 году. Тогда они успешно прошли два чтения, но затем закон, который вызвал много споров, завис.

Нынешним летом Дума приняла их без долгих раздумий при поддержке абсолютного большинства законодателей. Как образно выразился на пресс-конференции директор по маркетингу ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" Андрей Рукавишников, закон, который за несколько недель прошел второе и третье чтения, "выпрыгнул как черт из табакерки".

Господин Рукавишников убежден, что основными инициаторами ограничения рекламы пива являются производители крепких алкогольных напитков. Пивоваров особенно возмутил тот факт, что под ограничение рекламы не попадают слабоалкогольные коктейли, тогда как крепость этих коктейлей может достигать 10 градусов. В то же время под запрет попало даже безалкогольное пиво.

Пиво потеснило водку

По данным Business Analitika, UFG, в России за последние пять лет сокращается потребление крепких алкогольных напитков, растет потребление вина и особенно заметен рост потребления пива.

Снижается и потребление крепких алкогольных напитков на душу населения. Если в 1999 году этот показатель составлял 21,7 л, то в 2003-м - 19 литров, а по прогнозу на 20004 год - 18,4 л.

По данным TNS/Gallup Media "Marketing Index", снижение потребления водки с 1887 по 2003 год среди людей 16-19 лет составило 15%, старше 55 лет - 10%, 20-55 лет - 30-40%.

Зато пива стали пить больше. Так, если в 1999-м страна выпила 43,2 млн. гл. пива, то в 2003 - 73,4 млн., а по прогнозу на текущий год - 78,6 млн. На душу населения пенного напитка в 2000 году приходилось 37,8 л, в 2003 году - 53 л, по прогнозу на 2004 год - 57,2 л.

В то же время потребление крепких алкогольных напитков в России значительно выше, чем в странах Европы. А по потреблению пива мы находимся на одном из последних мест в мире. Меньше россиян пиво пьют только итальянцы и французы. В Германии приходится 117 л. на человека, в Чехии - 159 л.

Как заявил господин Рукавишников, следствием закона, если его подпишет президент, станет обострение проблемы алкоголизма в стране, так как ограничение рекламы пива вызовет резкий рост потребления крепких спиртных напитков, в том числе опасных фальсификатов, и тяжелые экономические последствия. В последние годы рост рынка пива превышал рост ВВП и потребительского рынка страны в целом. Пивные компании являются основными донорами страны. Отрасль в 2003 году принесла в бюджет России 1,5 млрд. долл. Поправки в закон сократят рынок пива в РФ, что приведет к сокращению налоговых отчислений.

Господин Рукавишников опроверг мнение депутатов, утверждающих, что ограничение рекламы пива снизит расходы производителя и, следовательно, цену на продукцию. Он подчеркнул, что реклама на телевидении обходится дешевле, чем на других носителях. Цена на пенный напиток вырастет, так как пивовары вынуждены будут в разы увеличить финансирование рекламы. Уже отснятые ролики придется положить на полку. А вместо людей и животных создатели клипов начнут изображать чебурашек и НЛО.

Sport-kaput?

Г-н Рукавишников пригрозил, что в случае запрета рекламы пива телезрители лишатся возможности смотреть в прямой трансляции футбольные матчи. Официальным спонсором чемпионата мира по футболу, чемпионата Европы по футболу, любого крупного спортивного мероприятия является та или иная пивоваренная компания. Пивоваренные компании на 40% финансируют телевизионный канал "Спорт".

Так, компания "Балтика" спонсирует чемпионат России по футболу (1 млн. долл.), Кубки президента РФ по дзюдо и по конному спорту, содержит волейбольную команду "Балтика". Производимое на Балтике пиво "Карлсберг" стало генеральным спонсором чемпионата по футболу "Евро-2004" и уже заключило контракт на "Евро-2008". Но если закон о рекламе будет подписан президентом, прямой трансляции "Евро-2008" телезрители не увидят. По условиям контракта, реклама спонсора неотделима от трансляции. В то же время по новому закону можно размещать рекламу не ближе 100 метров от спортивных состязаний. Коммерческим компаниям нет смысла спонсировать мероприятие, если нельзя заявить о себе как о спонсоре.

Любопытно, что в Интернете появился сайт sport-kaput.ru. В нем, в частности, отражено мнение представителей "Союза российских пивоваров", которые отмечают, что в сравнении с международными нормами регулирования рекламы пива, российский вариант самый жесткий, и в значительной степени он будет содействовать коррумпированности в рекламной сфере.

Нелли Богорад

Даешь бюджет за три чтения!  »
Юридические статьи »
Читайте также