Малый бизнес манят из тени усложненной "упрощенкой"

Малому и среднему бизнесу могут существенно облегчить условия перехода на упрощенную систему налогообложения.

Порог годового дохода, при котором можно применять "упрощенку", будет повышен с 15 до 60 млн рублей.

О перспективах поправок в налоговые законы для малого и среднего бизнеса "ДП" рассказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Сергей Борисов.

-- Уже почти 2 года работает глава Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения". На Ваш взгляд, каковы ее основные итоги? Что для малого и среднего бизнеса стало лучше и, наоборот, осложнило его жизнь?

-- Основным недостатком этой главы НК было отсутствие пункта о принятии расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, что существенно уменьшило количество предпринимателей, которые хотели перейти на "упрощенку" уже в 2003 г. И хотя в декабре того же года соответствующую поправку приняли, перейти на УСН уже было невозможно.

Другой принципиальный момент: для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему, необходимо увеличить сумму перехода с 15 до минимум 60 млн рублей. Мы полагаем, что это позволит вывести из тени довольно большие средства и увеличить поступления как в федеральный бюджет, так и в местные бюджеты субъектов.

-- Какие критерии отбора для работы по "упрощенке" необходимо пересматривать и совершенствовать?

-- Конечно, оптимальным представляется создание механизма, который давал бы возможность предпринимателям самим выбирать: быть плательщиками НДС и при этом использовать "упрощенку" или не быть таковыми.

С чем же связана такая позиция? Предпринимателей, применяющих УСН, насильственно загнали в сферы деятельности, не предполагающие участия в производственной цепи, так как действующим налоговым правом предусматривается "перетекание" НДС от одного участника производственных отношений к другому. Вклинившись в эту цепочку, предприниматель на упрощенной системе нарушает движение НДС.

-- Как Вы оцениваете действующую главу НК РФ "О Едином налоге на вмененный доход"? Есть идеи о его совершенствовании?

-- Как минимум, неоднозначно. Привязка к кадастровой стоимости земли при определении базовой доходности при отсутствии земельного кадастра как такового кажется преждевременной и нелогичной.

Также нелогично использовать принудительный механизм "загона" предпринимателей под ЕНВД. Принцип добровольности должен иметь под собой правовую основу. В главе предусматривается ведение бухгалтерского учета. Малым предпринимателям, основная масса которых -- это ПБОЮЛ, бессмысленно вести бухгалтерию в полном объеме. Более того, большинству из них просто не по карману содержать и собственного бухгалтера. В Италии, например, бухгалтерская фирма из 10 человек обслуживает 500 малых предприятий.

Необходимо учитывать и местные особенности ведения деятельности. Нельзя даже в одном субъекте "причесать" коэффициентом К2 всех предпринимателей. Установление коэффициента необходимо возложить на муниципальный уровень.

-- С 1 января 2004 г. Правительство РФ передало регионам налоги на малый бизнес. Стимулируют ли власти субъектов РФ развитие малого и среднего бизнеса?

-- Сложно оценить реакцию местных властей. В налоговом праве не указаны возможности использования денежных средств, полученных от малого и среднего бизнеса, на его развитие. По идее, программы развития должны были разрабатываться исполнительными органами того или иного субъекта РФ на основании 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", к слову, внесенного в Госдуму на отмену. Однако подобные программы в некоторых регионах не только не были реализованы, но и не создавались как таковые. Есть ли исключения? Целевая программа развития малого и среднего бизнеса действует в Москве и обновляется каждые 3 года.

-- Ситуация с кредитованием малого бизнеса критическая. Что делать?

-- Зачастую требования, которые предъявляют банки к маленьким, оказываются для них неподъемными.

В целом ситуация выглядит следующим образом. Без залога, без кредитной истории начинающему малому предпринимателю получить кредит ненамного проще, чем несколько лет назад. Однако в эту нишу некоторые банки входят, и входят довольно-таки активно. Естественно, их активность проявляется в первую очередь в тех регионах, где малый бизнес на подъеме, где он занимает все новые сферы.В некоторых регионах России проблема доступа к финансовым ресурсам решается путем создания микрофинансовых организаций, основная задача которых и состоит в кредитовании малого бизнеса. К сожалению, и у такого благого дела есть множество подводных камней, из-за которых невозможно применять этот опыт на большой территории. Первая и основная проблема -- законодательство Российской Федерации. Все микрофинансовые организации организованы по закону о кредитной кооперации, где сказано, что кредитами пользуются только члены данной организации. Иными словами, заемные средства предпринимателю со стороны попросту недоступны.

Владимир Лавицкий

Бомжи дождались льгот  »
Юридические статьи »
Читайте также