Пассажир, притормози! О монетизации в свете оптимизации транспортных маршрутов

Трамвайная остановка на углу улиц Димитрова и Бухарестской, рядом с «Лентой». Две женщины явно пенсионного возраста ожидают транспорта. В руках фирменные желто-синие пакеты торгового комплекса с продуктами. — Все-таки есть смысл сюда ездить, — говорит одна. — За один раз до десятки экономишь. От дома не так и далеко — три остановки. Подходит трамвай. Бойкая кондукторша, тоже не из молодых, прочесывает полупустой вагон: — Ну что, девушки, — обращается она к вошедшим, — пока еще не платим? (Женщины с пакетами явно ее постоянные пассажиры.) — Скоро туда-сюда не покатаетесь...

Пользуюсь моментом, чтобы поговорить на злободневную тему.

— А вы не в курсе, — спрашиваю кондуктора, — как школьники и студенты будут с Нового года платить?

— Понятия не имею. Нам толком еще никто ничего не разъяснял.

— Но работы вам явно прибавится...

Она улавливает в моем голосе сочувственную ноту.

— Не то слово! Не каждый выдержит. Думаете, все, кому положено, станут брать билеты? Кто понахальнее, как ни в чем не бывало будет ехать бесплатно. В метро безбилетников не пустят, и все. Они полезут в наземный транспорт. А что я могу сделать с безбилетным пассажиром? Только нервы себе измотаю.

...Ну что будет, то будет. После драки кулаками не машут. Городское правительство свой вердикт по поводу транспортных льгот вынесло: 180 рублей в месяц на душу простого питерского пенсионера, и ни «цента» больше. Ветеран труда на транспортные расходы получит столько же, но уже по федеральному закону, исполнение которого возложено на регионы. Законодательное собрание еще свое слово не сказало. Но, как обычно, для приличия пошумит, а потом, наверное, решение правительства подтвердит.

Об обещанной накануне монетизации полноценной замене льгот деньгами — а пенсионеров больше всего волновала льгота транспортная — речи, конечно, нет. Что такое 180 рублей, если единый билет на общественный транспорт сегодня стоит 430!

Среднестатистический горожанин почти каждый день пользуется метрополитеном плюс хотя бы одним видом наземного транспорта. Вот и посчитайте: на работу или просто в другой район проехал — как минимум тридцатку из кошелька вынь. Если никаких проездных билетов не покупать, транспортные расходы съедят треть вашей увеличенной пенсии.

Конечно, к новой транспортной ситуации народ как-то приспособится. Однозначно станет больше «зайцев». В муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях придется усиливать контрольные службы, опять для транспортников дополнительные расходы. Малоимущие пассажиры из породы законопослушных сократят свои поездки до минимума. Будут ходить в магазины пешком, в округе своего и соседнего кварталов. Реже выбираться в гости к родным и знакомым, если надо ехать на другой конец города или в пригород. Одним словом, как и предрекали сторонники монетизации, льготникам будет предоставлена возможность распоряжаться наличными по собственному усмотрению.

Без всяких научных исследований можно предсказать, что в новых условиях произойдет некоторое перераспределение пассажиропотоков. Очередей в кассах метрополитена за жетонами и проездными билетами будет больше, а пассажиров в подземных электричках — меньше. Что касается наземного муниципального транспорта, здесь нагрузка может возрасти.

Когда метро для льготника было бесплатным, многие позволяли себе роскошь время от времени пользоваться маршруткой. Теперь это окажется слишком разорительным. А так как количество коммерческих маршрутов, по данным КРЭППиТ, в 2,2 раза превышает число муниципальных, можно представить, какова будет, как теперь выражаются, «социальная напряженность» в салонах обычных трамваев и автобусов.

Радужные перспективы, которые пассажирам обещают в связи с разработкой концепции оптимизации маршрутов, не сулят перемен в ближайшее время. В прошлые годы концепции тоже разрабатывались, программы принимались, а что в итоге? Хочется, конечно, верить в лучшее, но сомнения одолевают.

...Уже после того как на заседании городского правительства была оглашена эта постыдная для пенсионера и ветерана труда сумма в 180 рублей на замену транспортной льготы, мельком прошла другая новость, прозвучавшая из уст городских депутатов и чиновников. Оказывается, уже решено, что с Нового года цена билета на городском муниципальном транспорте будет увеличена до 10 рублей за одну поездку.

Прикиньте, сколько будет стоить единый проездной билет... То есть расчет при обмене льготы на деньги шел по старым тарифам, а реализация пойдет с учетом повышенных. А в середине сентября почти день в день (так выглядит наша «здоровая» коммерческая конкуренция!) подскочили тарифы в маршрутках. Например, в Купчине на маршрутном такси теперь можно проехать только за 15 рублей.

Эмма Беленкова

Нужна ли городу «мусорная» революция?  »
Юридические статьи »
Читайте также