Смольный затягивает очередную петлю на тонкой шее малого транспортного бизнеса

Комитет по транспорту администрации СПб на этой неделе официально объявит конкурс на пассажирские перевозки. Однако у антимонопольных органов к этому региональному "празднику чиновной справедливости" уже есть серьезные претензии.

"Цивилизованная" гаррота

Празднику, как и положено, предшествовало высочайшее благословение. На последнем заседании городского правительства губернатор Валентина Матвиенко торжественно объявила, что "время нецивилизованного транспорта" прошло, и предложила в связи с этим "мелким маршруточкам" поработать за городом, а петербуржцам - пересесть в большие автобусы. Выступивший перед Валентиной Ивановной докладчик - председатель транспортного комитета Александр Дацюк - подвел под это смелое предложение риторическую базу: "Может ли малое предприятие достойно обеспечить контроль технического состояния, ремонт, хранение, выписку путевого листа, финансовую дисциплину, бухгалтерский учет? Если не может, тогда мелким предпринимателям пора задуматься, как дальше работать".

Глава одного из петербургских районов попытался возразить г-ну Дацюку и посетовал на недобросовестную работу крупного перевозчика - "Третьего парка": мол, по газонам ездят еще пуще маршруток и правила нарушают ничуть не меньше. В интервью "Делу" председатель транспортного комитета парировал эту инвективу так: "У "Третьего парка" весьма жесткий контроль для водителей... На кольце правила нарушали? Ну да, эта проблема была упущена. А вообще, этот районный глава вечно на всё жалуется!"

Одним словом, тучи над мелкими перевозчиками - а вместе с ними и над "мелкими" пассажирами - сгустились не на шутку. 62 лота, выставленные на конкурс, оформлены так, что лишь шесть из них могут быть по силам малому предприятию (где работают не более 100 человек). Причем маршруты этих лотов - далеко не самые выгодные: в основном, пригородные зоны или маршруты "выходного дня" (например, Московский район - Южное кладбище или Левашово - Песочная).

Большую часть лотов, по мнению специалистов, поделят между собой три перевозчика-монстра - ГУП "Пассажиравтотранс", ОАО "Третий парк" и предприятие "Антошевский". В принципе, само по себе "братское" деление города на монопольные зоны уже представляется не чем иным, как картельным соглашением, противоречащим букве и духу антимонопольного законодательства.

Однако в действительности все еще патриархальней и "проще": согласно прогнозам комитета по транспорту, по итогам конкурса на рынке перевозок установится фактическая монополия ГУП "Пассажиравтотранс" (которым ранее руководил сам Дацюк и в котором у него, как можно угадать, сохраняются прочные связи: до недавнего времени одним из руководителей ГУПа являлся сын Александра Дацюка - Илья.

Сегодня доля ГУПа в городских социальных перевозках - 95% (950 автобусов), в коммерческих - 20% (800 собственных и арендованных маршруток). На частные компании - крупные и мелкие - приходится сегодня 50 автобусов и 3200 маршруток.

По итогам конкурса, ГУП захватит 42% всех коммерческих перевозок, при этом большинство маршруток (1170 из 1670) будут им арендованы. Несложно догадаться, что в субарендаторов этого транспортного мега-кашалота обречены превратиться сегодняшние "мелкие рыбешки". Понятно, что примерно из 3-5 тысяч "маршрутчиков", которых в ближайшие месяцы собирается сделать безработными Валентина Матвиенко, далеко не всем "посчастливится" наняться в батраки к "классово близким" губернатору руководителям ГУПа...

Но и это еще не все! По замыслу чиновников, все социальные маршруты, конкурс на которые по тем или иным причинам не состоится, методом "у единственного источника" будут отданы все тому же ГУП "Пассажиравтотранс". Фактически с апреля ГУП, таким образом, станет обслуживать до 67% социальных маршрутов.

Если же теперь вспомнить, что в дальнейшем ГУП будет приватизирован, то останется лишь от души порадоваться за наших бизнесменов-администраторов (назовем их условно "дацюками"): в обозримом будущем им в качестве "крепостных пассажирских душ" достанутся все 5 миллионов петербуржцев, которые к тому же все без исключения должны будут платить за проезд наличными деньгами, а не своими скорбными ликами на разного рода старческих удостоверениях...

Что же касается не прошедших общий конкурс коммерческих маршрутов, то их раздадут по упрощенной конкурсной системе. Критериев при этом будет несколько: минимальный тариф, качество и возраст машин. Как показывает практика, "многофакторность" конкурсных условий также дает отличную возможность для лоббирования интересов "нужных" структур...

Если нельзя, но очень хочется...

Вообще-то это уже вторая попытка Смольного выставить городские маршруты на конкурс. Первая провалилась еще на стадии предквалификационного отбора. Тогда желание избавиться от мелких перевозчиков (подробнее см. "Дело" от 13.09.2004г.) было столь сильным, что комитетчики, по всей видимости, переусердствовали и жесткие предквалификационные барьеры не преодолели даже те, ради кого, собственно, все и затевалось. В октябре государственная конкурсная комиссия отклонила все 39 заявок. Кроме того, готовя конкурсные бумаги, чиновники допустили огромное количество правовых ошибок.

Прямым нарушением городского закона стало бы проведение конкурса до утверждения бюджета-2005. Стремление чиновников заключать долгосрочные контракты (минимум на 5 лет) также не было подтверждено ни одной "буквой" законов. Наконец, переоформление договоров с 1 января по итогам конкурса представлялось весьма проблематичной процедурой, поскольку 80% старых договоров заканчивались лишь в конце марта, а законных оснований для досрочного расторжения у транспортного комитета не было.

При этом город не мог гарантировать победителям исключения с маршрутов "нелегалов": Смольный пока не успел разработать законопроект "О наземном маршрутном транспорте", по которому нарушителей подвергали бы штрафу (по слухам, до 100 тыс. руб.).

Короче, октябрьский конкурс отменили, назначив новую дату - 24 декабря (вскрытие конвертов с новыми заявками). И тут же чиновники опять нарушили местное законодательство. Городской закон "О заказе..." гласит, что все конкурсные процедуры по размещению бюджетных средств должны завершиться до 1 ноября. Правда, особо услужливые депутаты ЗакСа поспешили прийти чиновникам на помощь и разработали новый законопроект "О заказе...", в котором этого временного ограничения нет. Документ уже находится в третьем чтении, поэтому, скорее всего, его успеют "пропихнуть" еще до начала конкурса.

В этой связи потрясает беспечность большинства депутатов, включая представителей "оппозиции": один из лидеров Демфракции Михаил Амосов, например, честно признался, что понятия не имеет об этом законопроекте (а ведь на носу уже третье чтение!): "Я не специалист в этой области и закона не видел. За всем уследить невозможно..."

Редко и дорого, зато тесно!

Итак, в будущем году в городе станет на 200 маршрутов меньше. Как утверждают в комитете по транспорту, никакого фактического сокращения, однако, не будет, ибо все эти маршруты - "дублируемые" или "заброшенные". Возникает, правда, по меньшей мере, два вопроса. Зачем комитет изначально подписывал договор с перевозчиками на дублируемые или бесполезные маршруты? И может ли "бесполезный" маршрут быть коммерчески успешным?

Однако продолжу. В 2005 году около 600-700 маршруток заменят на автобусы средней вместимости. Несложно предположить, чем это грозит рядовому пассажиру: увеличатся и время ожидания на остановке, и давка в автобусах.

По наблюдениям экспертов, чиновники сократили очень много магистральных маршрутов, т.е. тех, которые связывали несколько районов города. Если раньше пассажир мог доехать, к примеру, с улицы Коммуны до Васильевского острова за 15 рублей, то теперь, с учетом новых цен, он потратит 40-60 руб., добираясь на перекладных (напомню, что с нового года стоимость проезда в социальном транспорте - 10 руб., в коммерческом - 20 руб.).

Вдобавок ко всему на 61-м маршруте будут курсировать лишь по одному автобусу. Перевозчики же утверждают, что, как минимум, на линии одновременно должны быть две машины. Иначе люди могут оказаться без сообщения, если автобус поломается. И наконец, остается непонятным, куда денутся все те "маршрутчики", чьи договоры еще действуют (у некоторых из них - до конца 2005 года) и чьи маршруты, тем не менее, администрация благополучно выставила на конкурс.

Ясно одно: в городе - притом по совершенно вздорной чиновной прихоти - зреет еще один очаг массового возмущения.

Денис Волчек, председатель промышленно-экономической комиссии ЗакСа

- Если маршрутчикам предлагают идти в субподряд к крупным перевозчикам, это, как минимум, монополизация рынка, и надо обращаться в антимонопольный комитет. Но депутаты ничем помочь не могут. Мы можем сколько угодно собирать комиссии, обсуждать, высказываться, слать телеграммы губернатору, но толку от этого не будет.

Андрей Колосов, руководитель компании "Престиж-Авто"

- Подобный "конкурсный" случай имел место в Хабаровске в 2003 году. Тогда недовольные перевозчики обратились в Верховный суд, и он признал, что администрация города не вправе выставлять на конкурс коммерческие маршруты: комитет по транспорту должен заниматься лишь организацией городского заказа на социальные перевозки. Мы тоже будем обращаться в суд.

Наталья Круглова, начальник отдела контроля органов власти конкурсных процедур УФАС по СПб и Ленобласти

- 27 октября мы отправили письмо губернатору, в котором попросили представить конкурсную документацию для проведения экспертизы. Учитывая широкий общественный резонанс этой темы и тот факт, что нашему управлению не предоставили документы, мы попросили приостановить проведение конкурса. Ответа из Смольного до сих пор нет.

Оксана Попова

Жетоны вырастут в цене  »
Юридические статьи »
Читайте также