Страсти о 230 рублях

Митинги на улицах, совещания в коридорах власти - таковы первые итоги реализации отмены льгот в Петербурге

О том, что петербургские пенсионеры не удовлетворятся ни 180, ни 230 рублями, предоставляемыми им из городского бюджета взамен прежнего бесплатного проезда на городском общественном транспорте, говорилось задолго до минувших бурных выходных дней

Предупреждали об этом членов городского правительства представители Федерации профсоюзов, когда еще в сентябре в Смольном обсуждался законопроект о социальных выплатах бывшим городским льготникам. В октябре предлагал ввести льготные проездные билеты для пенсионеров в интервью "СПб ведомостям" депутат ЗакСа Олег Нилов. Во время второго чтения проекта петербургского бюджета в Мариинском дворце фракция ЛДПР предлагала поправку, согласно которой на такие проездные выделялось бы 1,7 млрд рублей. Но исполнительная власть каждый раз отвечала категорическим "нет". Транспорту, мол, нужны реальные живые деньги, и город не может льготировать пенсионеров по аналогии со школьниками и студентами.

И вот в минувшую субботу, выступая по телевидению, губернатор Валентина Матвиенко наконец заявила о том, что льготные карточки в городе для пенсионеров появятся: их можно будет начиная с 25 января за 230 рублей приобретать на станциях метрополитена, предъявляя пенсионные удостоверения. Причем льгота эта будет распространяться как на тех людей, которым выплачиваются денежные компенсации из городской казны (ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий и простые пенсионеры), так и на федеральных льготников.

За последних, если верить воскресным обещаниям побывавшего на берегах Невы министра здравоохранения и социального обеспечения Михаила Зурабова, с городом расплатится федеральный центр. За своих по 370 рублей, недостающих до цены обычного проездного, станет, естественно, платить городская казна. Те, кому проездные не понадобятся, могут истратить положенные им 230 рублей на другие цели.

Итак, Смольный согласился с тем, что пенсионерам льготы нужно сохранить. Но какой ценой: в выходные бурлили Невский и Московский, погиб 79-летний пенсионер...

Улица

Первые митингующие в субботу появились в районе Смольного, как сообщили информационные агентства, около 14.00. Сначала количество манифестантов не превышало 200 человек, но постепенно их становилось все больше, а когда колонна двинулась, останавливая транспорт, по Суворовскому проспекту к Невскому, она стала расти буквально на глазах. В официальных сводках мелькнула цифра 1,5 тысячи участников, но верить ей можно с трудом. Впрочем, встреченный мною около 17.00 на перекрестке Невского и Садовой улицы знакомый радиожурналист сказал, что такого количества митингующих он не видел ни на одной из последних санкционированных властями демонстраций 1 мая и 7 ноября, ни на традиционных акциях протестов профсоюзов.

Аналогичным образом происходили события и на Московском проспекте, где, к сожалению, не обошлось без жертв: выехавшую из двора иномарку пытались остановить манифестанты, и в результате инцидента один из них был сбит машиной насмерть.

В субботу на Невском возле "Гостиного Двора" люди перекрывали движение транспорта до 21.00, а в воскресенье собрались вновь, выражая неудовлетворение прозвучавшим накануне выступлением губернатора и требуя восстановления прежнего бесплатного проезда. "Пострадал" оказавшийся в роли крайнего председатель комитета по труду и социальной защите населения Александр Ржаненков: ему не дали выступить с разъяснением позиции Смольного по волнующему всех вопросу и попросту прогнали с митинга.

Стихийные выступления пенсионеров продолжились и вчера: днем группа манифестантов, по сообщению ИА "РосБалт", предприняла даже попытку прорваться в Смольный, и охраняющим резиденцию правительства города силам милиции стоило немалого труда удержать ситуацию под контролем.

Смольный

Не совсем понятно, зачем было прорываться пенсионерам в Смольный, если еще в субботу Валентина Матвиенко приняла у себя группу из 16 наиболее активных манифестантов. Видимо, в ходе беседы с ними у губернатора в основном и созрело решение о введении льготных проездных за 230 рублей, о котором она сообщила в прямом телеэфире, посоветовавшись предварительно с членами своей команды.

А в воскресенье в Смольном прошло совещание руководителей города со срочно прибывшим в Петербург министром здравоохранения и социального развития РФ Михаилом Зурабовым. По словам некоторых участников этого совещания, у федерального министра именно на берегах Невы наконец-то на многое открылись глаза. Он заявил, в частности, что в силу ряда объективных причин (непонятно, каких конкретно. - А. Р.) правительство до сих пор уделяло недостаточное внимание транспортным проблемам. И пообещал, что льготные проездные будут у всех российских пенсионеров.

Одновременно, как сообщает Интерфакс, в Москве вице-премьер Александр Жуков упирал на то, что недовольны лишь те пенсионеры, которым вовремя не выплатили положенные денежные компенсации. Увы, о Петербурге такого не скажешь: у нас, как известно, деньги пришли к большинству ветеранов даже раньше их январских пенсий. Значит, дело совсем в другом...

Вчера же Смольный стал местом встречи губернатора и членов правительства с представителями оппозиционных политических партий и движений, принимавших участие в протестных манифестациях. Среди них КПРФ, РКРП - РПК, "Яблоко", национал-большевики и другие. Партийные активисты передали губернатору 10 своих требований, среди которых, в частности, приостановление действия закона о монетизации льгот в Петербурге, восстановление действовавших ранее льгот на общественном транспорте, соответствующая корректировка городского бюджета, выдвижение Петербургом законодательной инициативы о повышении базовой ставки трудовой пенсии по старости с 650 до 3000 рублей и т. д. Губернатор эти предложения приняла и пообещала рассмотреть возможность выполнения того, что находится в пределах компетенции городских властей. Одновременно В. Матвиенко предостерегла лидеров партий от экстремистских действий, связанных с перекрытием проспектов и блокированием правительственных учреждений.

Мариинский дворец

В Законодательном собрании вчера прошло внеочередное заседание постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам. В конце минувшей недели депутаты, приглашая на эту встречу всех руководителей социального блока исполнительной власти, намеревались ставить вопрос ребром о введении льготных карточек. Но, как видим, губернатор уже приняла соответствующее решение раньше, а потому речь пошла уже о другом: как узаконить, легитимизировать это устное распоряжение Валентины Матвиенко. Ведь ясно, что нужны срочные коррективы к принятому недавно городскому закону о социальных выплатах, ибо в противном случае будет прав любой кондуктор, требующий с пенсионера 10 рублей за проезд.

Решили оперативно подготовить поправки к закону и принять их 19 января, проведя для этого даже не одно, а как минимум два заседания ЗакСа. Одновременно депутаты заслушали информацию председателя комитета по здравоохранению Юрия Щербука о ситуации с предоставлением льготникам бесплатных лекарств. Здесь, как выясняется, тоже немало проблем: возросла нагрузка на врачей, которым требуется теперь выписывать рецепты аж из 29 пунктов. По мнению Ю. Щербука, нужно принять на федеральном уровне изменения в нормативы труда медиков, увеличив среднее время приема одного пациента с нынешних 12 до 20 минут. Одновременно председатель комитета заверил депутатов, что в городе есть необходимый запас лекарств по утвержденному Минздравом льготному перечню из 322 препаратов. Продуманы многие организационные вопросы: если врач почему-то отказывает выписать пациенту нужное лекарство, тот вправе обратиться к главному врачу поликлиники, и решение будет приниматься уже консилиумом из трех медиков и т. д.

Выступил на заседании комиссии и председатель комитета по транспорту Александр Дацюк, рассказавший о том, как будет производиться продажа льготных карточек для пенсионеров. По его словам, возможности расширить количество пунктов продажи нет, так как только на станциях метро есть доступ к компьютерной базе данных на этих льготников. Иначе ведь ситуацией могут воспользоваться недобросовестные люди, которые начнут приобретать в разных местах по нескольку проездных, а потом их продавать.

Вот так, с болью и даже, увы, с кровью, входит город в очередную шумно разрекламированную в "Белом доме" и в Госдуме социальную реформу. Налицо попытки отдельных представителей федерального центра сделать стрелочников из региональных властей. Но ведь неужели не было ясно, что всю огромную страну нельзя в очередной раз стричь под одну гребенку, не сопровождая монетизацию льгот более справедливым перераспределением налоговых потоков? Есть, разумеется, ошибки и у городских властей, но сегодня они во многом стали заложниками непродуманной социальной политики центра. А потому вопрос, во сколько обойдутся городу эти самые 230 рублей для бесплатного проезда пенсионеров, остается по-прежнему чрезвычайно острым.

Александр Рабковский

Льготные проездные компенсируютза счет федерального бюджета  »
Юридические статьи »
Читайте также