Ищут пожарные, ищет милиция... Вокруг сцены, которую любили и Пушкин, и Кшесинская, идут бои неместного значения

Для тех, кто по причине дачной занятости не успел услышать самую горячую предпраздничную новость, повторяем: 28 мая здание Государственной консерватории имени Римского-Корсакова закрыли в связи с нарушениями требований пожарной безопасности. Экзамены и репетиции в Консерватории отменили до 3 мая, а премьеру оперы "Тоска", назначенную в Государственном театре оперы и балета Консерватории на день нежданного закрытия, пока перенесли на 7 - 8 мая.

Случай беспрецедентный!

Не вполне. Московскую консерваторию тоже закрывали в прошлом году по причине аварийности здания. У нас же нашли, как пишут в протоколе Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Петербургу от 27.04.06, "ряд грубейших нарушений требований пожарной безопасности, в непосредственной степени влияющих на возможность возникновения пожара". Проверка обнаружила и отсутствие автоматических установок, и отсутствие пожарной сигнализации и системы оповещения, нашла нарушения эксплуатации электрических сетей, повреждения розеток и даже сочла опасными для эвакуации в случае пожара турникеты, установленные в Консерватории, на самом виду. В общем, массовое пребывание людей в здании с такими нарушениями пожарная служба считает недопустимым.

Смущающий нюанс. Вызывало пожарный надзор руководство Театра Консерватории, закрыли весь консерваторский комплекс чохом, лишив зрителей премьеры, а студентов законного общения с преподавателями. Даже у тех, кто далек от аналитики, возникает законный вопрос: у них что, правая рука не знает, что творит левая? Или Театр Консерватории и сама Консерватория суть разные структуры, волею судеб оказавшиеся под одной крышей? И тут ты опять не угадываешь, дорогой читатель! Структура - в смысле федеральная собственность на Театральной площади, 3, - одна, но их в то же время как бы две. Почему? Об этом знает только Министерство культуры РФ. Однако по порядку.

"Там, там, под сению кулис, младые дни мои неслись..."

Пушкин обожал Каменный театр, основанный еще Екатериной II. В его время здесь шли не только оперы и балеты, но и балы с маскарадами. Здесь состоялись премьеры опер Глинки, дебютировал Мариус Петипа, пела Полина Виардо-Гарсиа, сюда приезжал великий Энрико Карузо. Но все это было после 1836 года, когда архитектор Кавос наконец достроил театр после разрушившего его пожара 1811 года. В 1890 году, уже при Александре III, театр горел еще раз. К 1896 году ремонт завершили, и помещение театра стало частью нового здания Санкт-Петербургской консерватории. Перед Первой мировой зал вновь перестроили (проект Траугота Бардта), в таком виде его застали Шаляпин, Мейерхольд с Маяковским, Блок, Луначарский, Билибин, Добужинский и Рерих. Еще в том зале станцевала свой последний спектакль балерина Кшесинская. В 1923 году театр стали называть Оперной студией Консерватории. Под этим именем он жил все советское время, а в 1988 году Оперная студия Консерватории была преобразована в Музыкальный театр оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова. В 1995 году Музыкальный театр получил статус Государственного театра. Многие считают, что аналога ему нет во всем мире. Он располагает оперной и балетной труппами, оркестром и хором и одновременно выполняет роль базы для стажировки студентов.

Откуда подул ветер?

В феврале этого года в наш город приезжал руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. На встрече с руководством Консерватории имени Римского-Корсакова обсуждалась целевая программа ее развития до 2012 года, года 150-летия Консерватории. В программе - долгожданный ремонт и расширение помещений, ремонт консерваторского органа и... присоединение Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории к самой Консерватории. В феврале Швыдкой пообещал, что вопрос о передаче театра будет решен в течение полутора месяцев.

Вызов пожарников удивительно совпал с назначенной Швыдким датой. Однако руководство театра говорит, что даты ни при чем. Дело в новых ключах к новым замкам, которые врезали хозслужбы Консерватории по настоянию тех же (или других?) пожарных.

- Дети не могли попасть на дневной спектакль, поскольку мы не могли открыть здание, - говорят в дирекции театра. - И вообще мы хотим ставить спектакли сами. А они - сдавать зал в аренду и получать с этого деньги.

Уж полночь близится, а Германа все нет?

Так кто же является хозяином здания на Театральной площади, 3? Кто должен отвечать за его противопожарную безопасность? Кто имеет право арендовать, а кто сдавать в аренду зал самого исторического театра Петербурга? И причем здесь прошедшие полтора месяца с приезда Швыдкого? Руководитель юридической службы консерватории Игорь Макаров говорит, что даты мы посчитали неправильно. Февральский разговор с Михаилом Швыдким шел в рамках распоряжения правительства РФ о реорганизации Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории путем присоединения к Консерватории, датированного... апрелем 2005 года ! Что комплекс на Театральной площади, 3, как федеральная собственность имеет одного балансодержателя - Консерваторию имени Римского-Корсакова, и именно поэтому сейчас руководство Консерватории несет все затраты по пожарной сигнализации, противопожарному оборудованию коридоров, аудиторий и, конечно, театра. Что же касается аренды, то, по утверждению юридической слу жбы Консерватории, все не так просто. Согласно закону об авторском праве гонорар авторам, чьи вещи исполняются на данной сцене, должен выплачивать именно владелец сцены. То есть Консерватория. Но она порой узнает о том, что и чье на сцене пойдет, лишь за два дня до подписания разового договора с театром. По таким договорам театр действительно должен платить Консерватории, а кому хочется платить лишнее?

И вот еще какой фокус. Распоряжение-то о передаче театра премьер Фрадков подписал еще год назад, зимой этого года замминистра Швыдкой обещал разобраться с вопросом, но в то же время продлил контракт директору "спорного" театра. Вот и ищут пожарные.

- Дети не могли попасть

на дневной спектакль, поскольку мы не могли открыть здание, - говорят в дирекции театра. - И вообще мы хотим ставить спектакли сами. А они - сдавать зал в аренду и получать с этого деньги.

Наталья Ланцова

МРОТ увеличили, но не для всех  »
Юридические статьи »
Читайте также