Муниципалитеты оставили без денег в новом варианте закона

Вчера правительство Санкт-Петербурга одобрило проект городского закона "О местном самоуправлении". Вопреки предыдущим заявлениям смольнинских чиновников документ не предполагает передачи органам муниципальной власти сколько-нибудь значимых функций и полномочий. Фактически он консервирует нынешнее состояние местного самоуправления (МСУ) и ставит крест на попытках его реформы.

Перед необходимостью принятия закона об МСУ власти Петербурга поставил федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления". Он вступает в силу 1 января 2006 года, и до этого срока все регионы должны принять на своей территории соответствующие законы. Самые важные тезисы, которые должны в них содержаться, касаются передаваемых полномочий и формирования бюджетов органов МСУ -- они сразу стали предметом дискуссии, участники которой предлагали различные варианты реформы. Смольный по мере сил противодействовал сторонникам кардинальных изменений, настаивая на том, что реформа, по выражению вице-губернатора Виктора Лобко, должна лишь "наполнить существующую форму новым содержанием". Хотя часть чиновников во главе с председателем комитета по взаимодействию с органами МСУ Ниной Шубиной на протяжении двух последних лет неоднократно заявляли, что именно передача существующим в Петербурге 111 муниципалитетам новых полномочий должна стать идеологической основой реформы. Госпожа Шубина подчеркивала, что "суть реформы состоит в децентрализации власти".

Однако на деле в представленном ею вчера законопроекте перечень полномочий свелся к вопросам опеки и попечительства, защите прав потребителей, организации военно-патриотических мероприятий и прочим не слишком значимым сферам городской жизни. Больше всего от закона ждали обещанных полномочий в области благоустройства: раньше главы некоторых муниципальных советов пытались тратить средства местных бюджетов на ремонт подъездов и благоустройство дворов, но это считалось незаконным и служило поводом для претензий прокуратуры. Однако благоустройство, так же как и ремонт дорог, вошло лишь в перечень "отдельных полномочий", которыми муниципалитеты могут наделяться отдельными законами.

В бюджетных вопросах муниципальные образования по-прежнему остаются зависимыми от властей города. Их казну предлагают формировать путем дотаций из специального фонда, распределять которые будут в зависимости от "финансовой возможности органов МСУ осуществлять свои полномочия". Более того, предлагается, чтобы и передачу необходимого имущества в муниципальную собственность осуществляло правительство, а не ЗакС.

Впрочем, даже и такие урезанные полномочия вызвали недовольство руководителей районов, заподозривших, что их ущемляют в правах. ("Не желают делиться властью", -- отметила при этом Валентина Матвиенко.) Успокоил глав районов председатель комитета по законодательству ЗакСа Игорь Михайлов: он сказал, что закон носит рамочный характер и повлечет за собой принятие ряда нормативных актов. Впрочем, его коллега, координатор фракции "Единая Россия" Вадим Лопатников, заявил Ъ: "Список полномочий МСУ, безусловно, должен быть шире". Депутат сообщил, что будет предлагать создать совместную рабочую группу во главе со спикером Вадимом Тюльпановым, которая должна "поработать над законопроектом в нулевом чтении".

Михаил Молотков

Неожиданный Петербург говорят, что заместителю комитета по транспорту придется съесть шляпу  »
Юридические статьи »
Читайте также