Свадьба без жениха Судьба муниципалов решается без их участия

Первого января 2006 года в России вступает в силу федеральный закон "Об общих гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации". До этого времени регионы должны разработать нормы, регламентирующие его положения: определить границы муниципальных образований, статус и четкую схему их работы. Петербург - один из немногих регионов, где закон о муниципалитетах пока еще не принят.

По Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" все регионы обязаны реформировать собственную систему муниципальной власти до начала 2006 года. Москве и Петербургу позволено решать самостоятельно, что делать со своими муниципалами. В столице вопрос о муниципалитетах решен, а вот в Петербурге "хождения по мукам" продолжаются. Сегодня кризис местного самоуправления в Петербурге остается, пожалуй, одной из самых актуальных проблем.

Две полярные точки зрения - городской исполнительной власти и Законодательного собрания - изложены в двух проектах закона с одинаковым названием - "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". Депутатский вариант прошел первое чтение и уже готовится ко второму, хотя не факт, что именно он и станет настоящим законом. Альтернативное предложение из Смольного - весьма серьезный соперник.

Депутатский законопроект устанавливает двухуровневую систему организации МСУ и предполагает существенное увеличение полномочий муниципалов. Согласно документу в ведение муниципальных советов передается часть функций по содержанию жилищного фонда, которые в настоящее время осуществляются районными жилищными агентствами. В проекте закона отмечается, что в структуру органов местного самоуправления войдут муниципальный совет, глава муниципального образования, местная администрация, ревизионная и избирательная комиссии, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления. Указанные властные органы и должностные лица избираются населением или формируются муниципальным советом МО и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Проект закона о муниципальных образованиях, разработанный и утвержденный в администрации Петербурга, подразумевает одноуровневую систему МСУ. В документе значится, что все муниципальные советы будут разделены на три категории, и в зависимости от величины МО им будут переданы функции районных администраций. В частности, небольшие муниципалитеты получат 10 процентов районных функций, МО с населением от 15 до 80 тысяч жителей - около 30 процентов, а муниципальные округа в пределах городов-спутников - 50 и более процентов функций. Для исполнения новых полномочий Смольный передает местным советам часть средств из городской казны. Местным властям, как записано в проекте, будут предоставляться дотации "из фонда финансовой поддержки муниципальных образований". При этом предполагается, что произойдет сокращение штата органов государственной власти.

Главный вопрос реформирования системы местного самоуправления связан прежде всего с финансовыми административными полномочиями муниципальных образований. Губернатор Валентина Матвиенко особо подчеркнула, что поскольку деятельность МСУ обеспечивается в том числе за счет дотаций из городского бюджета, необходимо наладить строгий контроль за расходованием этих средств. По мнению специалистов, из двух проектов предпочтительнее выглядит закон, разработанный в Законодательном собрании города. По словам вице-спикера ЗакСа Юрия Гладкова, в варианте горадминистрации уменьшается роль местного самоуправления и полномочия муниципалитетов (из списка местных функций выбыло благоустройство территорий, на которое сейчас муниципалы тратят примерно половину собственных бюджетов).

- Документ, предложенный Смольным, в его нынешнем виде не сможет содействовать развитию муниципалитетов как самостоятельной властной структуры, - говорит Андрей Смирнов, председатель информационно-правовой комиссии муниципального совета округа N 7. По его словам, в проекте не закреплены источники доходов муниципальных бюджетов и список предметов ведения органов МСУ. Кроме того, депутат МО отметил, что сегодня муниципалы отвечают всего за три функции: опека - попечительство, благоустройство дворовых территорий и социальная работа с населением в небольших объемах. На это им выделяется всего 1,7 процента средств от общего объема городского бюджета. Не определен в законе и статус муниципального депутата.

- Смольный не вправе утверждать сырой проект закона, а должен разработать нормальный кодифицированный правовой акт. Муниципалы намерены обратиться за поддержкой в федеральные органы власти с требованием воспрепятствовать принятию этого закона, - резюмировал Андрей Смирнов.

Дмитрий Павлов, председатель муниципального совета N 53, сказал, что в законе ничего не говорится о внутригородских муниципалитетах - образованиях в составе одного административного района. В связи с этим остается непонятным, какими властными полномочиями в данном случае будут наделять эти МСУ, каковы будут принципы деления, что перейдет в их ведение, каким образом и с каким бюджетным финансированием.

- Нас никто не спросил, что мы хотим, чего не хотим. В общем, получилась ситуация, как в той поговорке: "Без меня меня женили", - отметил Дмитрий Павлов.

Кирилл Овелин

Сергей Миронов против грабительских зарплат  »
Юридические статьи »
Читайте также