Нарезай и властвуй?

С 1 января 2006 года Россия начнет жить по другим правилам. Вступающий в силу в полном объеме с 1 января 2006-го Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" (ФЗ-131) кардинально изменит систему власти в регионах. Территории, нарезанные на тысячи новых муниципальных образований, получат дополнительные полномочия для решения вопросов местного значения.

Однако вместе с полномочиями закон автоматически принесет муниципалам и новые финансовые, организационные и кадровые проблемы, причина которых - отсутствие единой позиции регионов и федералов относительно механизмов предстоящих перемен. То, насколько серьезными могут оказаться эти противоречия, участники Союза городов Центра и Северо-Запада России обсуждали на прошедшем в Великом Новгороде семинаре "Реформа местного самоуправления: проблемы переходного периода", организованного в рамках Российско-Шведского проекта по поддержке местного самоуправления в Российской Федерации. В семинаре приняли участие представители аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО и Госдумы, специалисты Министерства регионального развития и Министерства экономического развития и торговли РФ, консультанты Агентства международного развития Ассоциации шведских муниципалитетов, а также руководители органов законодательной и исполнительной власти муниципалитетов - участников Союза городов Центра и Северо-Запада России. Мероприятие, прошедшее в формате "круглого стола", с присущими ему острыми дискуссиями обозначило неоднозначность мнений по основным вопросам реформы местного самоуправления Михаил Мурашов, федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО:

- То, что введение "Закона об общих принципах организации местного самоуправления" не будет проходить гладко, - это уже понятно. Закон - сложный, и проблем действительно немало: нарезка новых границ муниципальных образований, выборы депутатов, принятие уставов муниципальных образований, перераспределение имущества между Федерацией, субъектами местного самоуправления разных уровней, новые межбюджетные отношения и др. Потому во многих регионах говорят о том, что вводить закон с 1 января 2006 года рано. Такое же мнение высказывалось во время Дней Совета Федерации в Великом Новгороде две недели назад.

Новгородцы предлагали отложить введение закона на год-полтора, а 2006-й сделать переходным, чтобы лучше подготовиться к предстоящим переменам. Должен сказать, что переходный период не планируется, все будут делать в установленные сроки, хотят этого в регионах или нет. Полпредство, со своей стороны, готово им помогать, чтобы не было нарушений закона и ущемления прав граждан.

К сожалению, уже сегодня таких нарушений немало. Есть постановления судов и прокуратуры об отмене решений органов законодательной власти в Калининградской, Мурманской областях и Республике Коми. Есть вопросы с принятием нормативных актов в Псковской области.

Сергей Фабричный, заместитель председателя Новгородской областной думы:

- У нас нет сомнений в том, что с 1 января будущего года закон вступит в силу. Сомнения - в реальности его выполнения. Честно говоря, пока реализация этого закона напоминает соревнование между муниципальными образованиями и прокуратурой: кто выиграет, тот и молодец!

Новгородская область все требования законодательства выполняет, к нам претензий нет. Но будет ли от этого лучше населению - еще вопрос. Раньше у нас было 22 муниципальных образования, сейчас по закону мы нарезали 290! Нарезали, как велит закон, а не с учетом реальных потребностей и хозяйственных, финансовых, кадровых возможностей.

Теперь, снова как велит закон, вынуждены разрывать доходную часть бюджетов районов по частям, давая всем сестрам по серьгам. При этом получается, что удельный вес бюджета поселения в бюджете субъекта Федерации составляет всего 6,8%. Этих денег даже на зарплату служащим поселений не хватит, не говоря уж о развитии местной инфраструктуры.

Еще один очень важный, на мой взгляд, вопрос - средства массовой информации. По новому закону органы местного самоуправления могут иметь печатные СМИ для опубликования нормативных актов и официальной информации, что автоматически превращает газеты в боевые листки, заполненные исключительно официозом. Получается, муниципальные образования и их жители фактически потеряют право читать любимую газету, к которой они привыкли за многие годы. И это при том, что сейчас очень много говорят о необходимости информационной поддержки реформы местного самоуправления.

Полина Виноградова, главный специалист департамента федеративных отношении, государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ:

- Для чего необходимо местное самоуправление? Чтобы выполнять роль баланса между населением и федеральной властью. Понятно, что выполнять эту роль могут только подготовленные люди. С принятием Закона ФЗ-131 в России появится более 10 тысяч вновь созданных муниципальных образований и около 160 тысяч новых муниципальных служащих. Их профессиональная подготовка - серьезная проблема не только для регионов, но и для всей страны.

На сегодня обучены только 40 тысяч. Вопрос обучения остальных остается открытым: денег на это нет ни в федеральном, ни в местных бюджетах.

Александр Крупкин, мэр города Боровичи Новгородской области:

- Перспектива бюджетов поселений и муниципальных районов пока довольно туманна. Прежде всего, надо разобраться с передачей собственности и финансовым обеспечением тех полномочий, которыми наделяют муниципальные образования. Муниципальная реформа предполагает поддержку хозяйственных инициатив на всех уровнях. Можно сказать, наши сельсоветы уже работают в режиме завтрашнего дня. Три года назад в качестве эксперимента им на баланс были переданы бани, жилье, подвесные мосты, коммуникации.

Конечно, мы рисковали, опережая события, - Гражданский кодекс не трактует возможность сельсоветов участвовать в хозяйственной деятельности, но риск был оправдан. В Боровичах впервые в Новгородской области были созданы три общества с ограниченной ответственностью коммунального направления, правомерность чего пришлось доказывать в прокуратуре и антимонопольном комитете. Сейчас они успешно работают.

Так что можно сказать, что в Боровичах уже есть положительные плоды муниципальной реформы. Это вовсе не означает, что я призываю всех следовать примеру Боровичей. У каждого региона - свои особенности, своя специфика, свой стартовый потенциал, и с этим обязательно нужно считаться в ходе реформирования.

Галина Чепара, заместитель главы администрации по вопросам местного развития самоуправления города Тихвина и Тихвинского района Ленинградской области:

- Цель реформы местного самоуправления - дать возможность населению самому участвовать в решении местных проблем, приблизить людей к власти, а власть - к людям. Идея замечательная, но она не сработает, если полномочия, прописанные в уставе поселений, не будут подкреплены финансово. Понятно, что в большинстве своем вновь создаваемые муниципальные образования и поселения не могут быть экономически самостоятельными. Это касается и нашего территориально разбросанного района площадью 7 тысяч квадратных километров с его 8 поселениями, которые в финансовом плане будут зависеть от вышестоящей власти.

Конечно, закон предусматривает практику выравнивания, чтобы маленькие территории научились жить самостоятельно. Но существует и еще одна важная проблема: чтобы эффективно использовать средства, обустраивать территорию, вести местное хозяйство, руководство муниципальных образований должно хорошо разбираться в финансовых и юридических вопросах, знать земельное право, разбираться в проблемах ЖКХ. И, конечно, уметь объяснить населению, какие новые возможности предоставляет и какие обязанности налагает местное самоуправление на самих жителей.

Татьяна Шаркова, заместитель председателя Совета депутатов города Владимира:

- Закон о самоуправлении несет в принципе хорошую идею доступности власти, с этим никто не спорит. Однако есть опасения, что поселенческая власть останется без денег и, как следствие, без доверия населения. Уже сейчас у нас горько шутят, что в поселениях купят по коню, телеге и сотовому телефону, потому что в деревнях нет возможности содержать новую власть - нет кабинетов, оргтехники, телефонов, транспорта. На все это требуются немалые средства. И конечно, местному самоуправлению нужны инициативные, ответственные кадры, способные решать хозяйственные задачи.

Нильс Хелльстрем, главный консультант, менеджер Российско-Шведского проекта по поддержке местного самоуправления в России:

- Я не первый год консультирую российских коллег по проблемам местного самоуправления, вижу значительные сдвиги в этой проблеме, но должен отметить, что пока вопросов больше, чем ответов. Мне кажется, что между региональными и федеральными властями есть определенное взаимное недопонимание в части реализации обсуждаемого на семинаре закона. Похоже, Конгрессу муниципальных образований РФ еще не хватает авторитета, чтобы отстаивать интересы регионов и городов на верхних уровнях власти.

В Швеции подобная организация имеет очень большой вес. Это объясняется тем, что история шведского самоуправления насчитывает 350 лет, и это были неспокойные годы. В свое время Швеция тоже претерпела дробление территории на муниципальные образования - коммуны. В 1950-е годы их было 1,5 тысячи, в 1974 году их количество сократилось до 800. А сейчас в шестимиллионной Швеции коммун столько же, сколько будет в Новгородской области после нарезки территории согласно новому закону.

Зачем нам надо было укрупняться? Мы поняли, что многие коммуны слишком маленькие, чтобы самостоятельно справляться со своими проблемами. И это вопросы не только финансовые, но и компетенции, например, в области экологии, строительства, социальной поддержки. Столкнется ли с ними в будущем раздробленная на поселенческие кусочки, Россия? Вполне вероятно.

Мне кажется, нынешняя нарезка территорий - вопрос больше политический, чем экономический. Когда политика уступит место реальной хозяйственной логике, вы тоже, возможно, начнете укрупняться.

Ольга Семенова

Кому рулить на коммерческих маршрутах?  »
Юридические статьи »
Читайте также