Что нам делать с легковушкой?..

Во дворах города на Неве гниют и портят общий вид около 80 тысяч бесхозных авто. В утилизации одной такой машины корреспондент "НВ" принял участие сам.

Они занимают место во дворе

Живу я в новостройке в спальном районе. Вопрос о парковке личных авто в первые годы с момента заселения дома никогда не вcтавал. Но вот за 6 лет люди, видно, обзавелись новыми машинами, которые оказалось некуда ставить. Получается по приципу: кто первый встал, того и тапочки. Кто раньше с работы приехал, тот и нашел пристанище своему "железному коню". Кто не успел - извините. Доходит до смешного. Один изобретатель зимой сделал что-то вроде гаража из снега: отгородил территорию для своего авто и поставил табличку с номером. Но подвела его питерская погода - на следующий же день все сооружение растаяло, а табличку кто-то стащил от досады. Однако, как только сошел снег, заметили, что кроме машин на ходу место во дворе занимает пара ржавых ветеранов. Гаражный изобретатель даже обошел все квартиры в доме и провел соцопрос: чьи это машины. Выяснилось, что один автомобиль принадлежит молодой паре. "Старичок" достался им от дедушки по наследству, но ездить на нем долго не пришлось - сломался.Молодежь, не долго думая, купила хорошую иномарку, а про раритет забыла. Владельцев же второго бесхозного автомобиля найти так и не удалось. Да и не удивительно, ведь стоит он во дворе уже давно, а за это время столько жильцов сменилось. Видимо, кто-то и бросил его при переезде как старую ненужную игрушку.

Но бесхозные игрушки, как правило, выносят на помойку. Вот и старые автомобили надо куда-то вывозить - решили мы. Узнали, что есть в городе на Неве завод "Хетек" по утилизации старых авто и прочего металлического хлама, и начали с первого автомобиля, у которого есть владельцы.

Руководство к действию

Как сказали на заводе, первое, что нужно сделать желающему отдать свой автомобиль на утилизацию, - снять его с учета в ГИБДД. А теперь самая главная проблема - доставка автомобиля до места утилизации. Ведь вызов эвакуатора обойдется в 3 тысячи рублей. За сданный автомобиль вам заплатят из расчета 2,5 тысячи рублей за тонну. "Жигули" весят 440 кг, произведя нехитрые подсчеты, получим, что мы еще и в минусе останемся. Мало кто захочет выкладывать из своего кармана 2 тысячи рублей, лишь бы во дворе стало чище. Но есть и другой способ. Во-первых, позвонить в жилищные органы. Чем черт не шутит, может, они чем и помогут. Например, Центральный район сотрудничает с заводом, и местные жилищные органы сами занимаются доставкой старых авто. Во-вторых, обратиться на сам завод. Его работники помогут доставить ваш автотранспорт бесплатно, правда, в таком случае не рассчитывайте на вознаграждение. Словом, отдали - и с концами.

Ну а если автомобиль не имеет хозяина? Вот как мы, например, увидели под своими окнами старую ржавую колымагу, а владельца днем с огнем не найти. Тогда надо позвонить в районное отделение ГУВД и назвать номер машины. Те передадут данные в ГИБДД, которая, в свою очередь, выйдет на хозяев. А дальше уже решается вопрос по указанной схеме. Если машина не нужна и прошла выбраковку - на свалку, если нужна - забирай и храни в гараже.

Снаряд и поднос с Богоматерью

Проделав все операции с выбраковкой, мы отправили бесхозный автомобиль на завод. Следуя своему журналистскому любопытству, я решила проследить за процессом утилизации. Оказалось, что мы не одни такие умные. Из желающих (с номерами разных регионов) сдать старое авто и другой хлам выстроилась целая очередь. Оно и не удивительно, ведь в России насчитывается всего 3 таких предприятия: наше, московское и краснодарское. Причем были и те, кто приехал своим ходом. На вопрос, зачем сдавать ходовую машину на лом, автовладелец парировал: "Зато я на эвакуаторе сэкономлю и деньги получу, все равно она мне не нужна". О том, что люди часто приезжают сами, поведал корреспонденту "НВ" и начальник участка по переработке Сергей Иванов. Одна такая машина ему настолько приглянулась, что он не удержался и решил немного продлить жизнь старому авто: в течение часа колесил по ближайшим автодорогам.

Между тем в Петербурге существует несколько площадок с прессом, который уменьшает объем автомобиля в 2 раза. Например, такие установки находятся в Курортном районе, на проспекте Науки и в Ржевке. Это делается для экономии места на эвакуаторе, чтобы доставить автолом на завод. Далее такой брикет из металла, резины и пластмассы подвергается непосредственной обработке в мельнице шредерной установки. Затем полученный перемолотый лом с помощью магнита очищается от примесей - грязи, пластмассы, дерева, цветных металлов. На выходе получается шихта - мелко нарубленные куски чистого металла, которые почти сразу годятся для металлургического производства. Остальной мусор отправляется на захоронение в "Новый свет". На питерском предприятии перерабатывается до 700 тонн металла в сутки. В основном это производственный и бытовой лом. Машины, сданные на утилизацию, составляют лишь 10 процентов от общей утилизации. Для сравнения - на Западе эта цифра достигает 70 процентов. Стоит признать, что автомобили перерабатывать невыгодно. Ведь помимо металла в них содержится обивка и смазочный материал.

На заводе корреспонденту "НВ" поведали, что процесс переработки автомобилей и другого мусора происходит ночью. Делается это в целях безопасности. "Грубо говоря, у нас перерабатывается вся таблица Менделеева. Один раз из-за перемешивания несовместимых металлов возник гигантский пожар. Огромное пламя пылало в течение 8 часов", - рассказывает Сергей Иванов. Потому стенки шредерных установок сделаны из толстых бронеплит, которые выдерживают взрывы. Безусловно, бензобаки перед переработкой пробиваются, а из "железного коня" извлекается все, что может вызвать возгорание (аккумулятор и ГСМ). Автомобиль перед утилизацией обязательно проверяют на радиацию и взрывобезопасность, а также на наличие забытых вещей. Случалось, что находили в салоне даже взрывчатку. Как она попала в машину - неизвестно, снаряд тут же был сдан в милицию. А среди привезенного бытового лома рабочие завода обнаружили поднос с образом Богоматери. Эта красота в мельницу шредерной установки так и не попала - пожалели.

Санитары железного города

Сдав завалявшийся во дворе старый автомобиль, мы невольно стали участниками ежегодной акции завода по очистке города от автолома. До 27 мая любой желающий может принять участие в конкурсе "Санитары железного города-2005". Две предыдущие акции показали, что отсутствие федерального закона по авторециклингу (утилизации старых авто) приводит к увеличению брошенных машин в Петербурге и Ленобласти. По подсчетам специалистов, в городе на Неве ежегодно скапливается до 80 тысяч бесхозных автомобилей. Но убивают другие цифры: в США на 200 млн автомобилей приходится 20 предприятий по их утилизации, в России на 20 млн авто - 3 завода.

Правда, в марте 2005 года на основании закона "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства", принятого еще в 2003 году, вышло постановление нашего городского правительства, которое расширило полномочия районных администраций, а также Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) и Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) по составлению протоколов и взиманию штрафов. Так, за хранение разукомплектованного транспортного средства в неположенном месте частное лицо обязано заплатить от 1 до 25 МРОТ, должностные лица - от 5 до 50 МРОТ, а юридические лица - от 100 до 500 МРОТ.

Вообще, во всем мире производится вторичная переработка автомобилей, металлических отходов производства и бытовой техники. В Швеции, Англии или Германии старую технику в обязательном порядке сдают на утилизацию, заплатив за это деньги (!). Между тем в Европе до 80 процентов от массы каждого автомобиля удается переработать и пустить материалы в повторную эксплуатацию. Однако там финансовое бремя утилизации автомобилей лежит на самих автопроизводителях, которые закладывают необходимую сумму в стоимость нового автомобиля. В России подобная мера усложняется тем, что сроки эксплуатации автомобилей в нашей стране ощутимо выше, чем в Европе. Потому брать лишнюю сумму с покупателя нового автомобиля не совсем правильно. Зато крупные российские автопроизводители предлагают ввести новый налог на утилизацию для автомобилистов (от 30-40 до 150 долларов за один автомобиль). Но не стоит забывать, что принудительное введение оплаты с хозяина за утилизацию его автомобиля противоречит существующему международному законодательству. Согласно директиве ЕС N 2053 государство обязано организовать для последнего владельца бесплатную доставку автомобиля на предприятие по переработке. Кроме того, автопроизводители должны полностью или частично оплачивать утилизацию автомобилей или принимать старые автомобили на переработку. Так что обсуждение вопроса об утилизации старых автомобилей в России только начинается.

В результате акции в 2004 году на заводе "Хетек" удалось утилизировать 1167 непригодных для эксплуатации автомобилей и 518 тонн бытовой техники. Эксперты Центра независимой экологической экспертизы РАН сделали расчет размера предотвращенного ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов индивидуального транспорта и крупногабаритной бытовой техники по результатам вывезенного и утилизированного бытового и автомобильного лома на заводе "Хетек" за 2003 г.: в денежном эквиваленте предотвращенный ущерб составил 3 128 880 рублей. По результатам акции 2004 г. предотвращенный ущерб - 1 748 100 рублей.

Комментарии

Андрей Осипов, начальник Центра управления движением ГИБДД СПб и ЛО:

- Снятие с учета, то есть выбраковка автотранспорта, производится во всех подразделениях города бесплатно. Для этого владельцу нужно предъявить номер машины и регистрационные документы. Кстати, отказ самого владельца очень важен. К сожалению, существующее федеральное законодательство не позволяет по заявке граждан приехать эвакуатору и вывезти автомобиль на утилизацию. Хотя некоторые затейники умудряются вывозить чужие машины тайком, то есть воровать их с целью получения денег.

Николай Мельников, директор ГУП "Спецтранс" (комитет по благоустройству):

- Брошенные старые машины мешают парковке. Особенно плачевная ситуация сложилась на центральных улицах города. Например, возьмем Фурштатскую улицу: на ней находятся 4 консульства и загс, а она буквально запружена машинами. Недавно объявили о намечающейся уборке и попросили убрать на время автомобили. Так никто и с места не сдвинулся. А как только рядом с авто появился эвакуатор и работники ГАИ, сразу все вспомнили, что они владельцы и что у них есть права. И еще. Газоны так изуродованы, что создается впечатление, будто по ним на тракторах ездили. За брошенный в неположенном месте автомобиль ГАИ в ближайшее время будет штрафовать. Но это тоже целая проблема. За границей, например, штраф за неположенную парковку снимается с личного счета в банке. Так что, хочешь не хочешь, с тебя взыщут положенную сумму. У нас же все сложнее. Нет счетов в банке, неоткуда и взыскивать деньги. А выписанные сотрудниками ГИБДД квитанции оплачивают единицы. Приходится обращаться в суд, а это заваруха целая.

Евгений Глухих, директор ООО "Хетек":

- Закона о металлоломе не существует сегодня вообще. А между тем металлолом является очень хорошим сырьем. Его главный козырь в том, что производить из вторичного сырья выгодней. Другое дело, что специальных электропечей для переработки мелкого лома в России насчитывается единицы. Основную часть составляют старые мартеновские печи. Потому наш продукт в России востребован только на "Петростали", Ижорском и Кировском заводах. Вместе с тем нашим вторметом пользуются почти все европейские страны. Основным же потребителем лома является Китай.

Алексей Трушин, замдиректора ООО "Хетек":

- Акция "Санитары железного города" проводится вот уже третий год. Основная ее цель - обратить внимание городских властей на проблему утилизации автолома. За последние полтора месяца раздалось порядка 4 тысяч звонков, что, мол, на газонах и во дворах стоят машины, где разводятся крысы и прочая дрянь, что делать?

Софья Прокошева

Маршруток не станет меньше  »
Юридические статьи »
Читайте также