Губернатор Николай Киселев: "Инфраструктура - ключ к развитию нашего региона"

В прошлом году, общаясь с прессой, глава администрации Архангельской области Николай Киселев оценивал социально-экономическую ситуацию в своем регионе как стабильную. Тогда с момента его вступления в должность губернатора прошло немногим более полугода и пришлось, по его словам, принять ряд мер, порой - достаточно непопулярных, чтобы сбалансировать бюджет, разработанный еще прежней административной командой, и выровнять положение дел в области.

- Как вы оцениваете ситуацию в экономике сегодня? Изменилось ли что-то за последние полтора года?

- Могу сказать определенно, что Архангельская область уверенно развивается. Возможно, не такими высокими темпами, как хотелось бы, но рост очевиден по многим социально-экономическим показателям.

Так, за последние четыре года валовой региональный продукт увеличился почти в два раза. В 2004 году он составил 108 млрд рублей, а в нынешнем, по нашим оценкам, будет порядка 125 млрд. За девять месяцев этого года грузооборот транспорта вырос на 10% по сравнению с соответствующим периодом 2004-го. Кстати, основная его доля приходится на железнодорожные перевозки, которые за счет роста объемов нефтеналивных грузов увеличиваются более высокими темпами. Заметен рост и на пассажирском транспорте, особенно воздушном. Это результат открытия рейсов компании "Аэрофлот-Норд" из Москвы в крупные города России.

Приведу еще несколько цифр по итогам девяти месяцев 2005 года. Добыча полезных ископаемых возросла на 26%, оборот розничной торговли - на 11%, оптовой - на 13. Реальные зарплата и располагаемые доходы на душу населения достигли 112% по сравнению с январем-сентябрем 2004 года.

- А что с инвестициями?

- За девять месяцев они увеличились на 17%. Основным источником инвестиций по-прежнему являются собственные средства компаний. Например, активно вкладывают средства в развитие производства ряд крупных лесоперерабатывающих предприятий.

Между тем уже заметен позитивный сдвиг в сторону роста доли заемных средств. Это говорит о том, что наши предприятия адаптируются к условиям рынка. Их бизнес становится все более прозрачным и понятным как для российских, так и для зарубежных финансовых институтов. Среди последних - Международный банк реконструкции и развития, Ситибанк, Райффайзенбанк, "Кредит-Лионе", Московский международный банк и др.

- В динамике промышленного производства Архангельской области по-прежнему, как это было в прошлом году, лидирует машиностроительный комплекс?

- Действительно, в 2004 году машиностроение выросло в 2,3 раза, в основном за счет объемов госзаказа в оборонной промышленности. Однако понятно, что такая динамика не может быть постоянной величиной. Мы ставили задачу удержаться на уже завоеванных позициях, и это, судя по цифрам, удается.

Помимо увеличения госзаказа для северодвинских предприятий активизировалось международное сотрудничество по утилизации атомных подводных лодок. Завершено строительство берегового комплекса по выгрузке отработанного ядерного топлива. Расширяется участие предприятий машиностроения в военно-техническом сотрудничестве.

Кроме того, отмечу, что предприятия ВПК увеличивают и производство продукции гражданского назначения. Уже сейчас у них есть весомый портфель заказов, в который входят контракты на производство морских ледостойких платформ, плавучих буровых установок для добычи нефти и газа, контейнеров для отработанного ядерного топлива, строительство серии танкеров-химовозов для Норвегии.

- В прошлом году вы назвали одной из основных проблем области высокозатратный и низкоэффективный энергетический комплекс, ориентированный на топочный мазут и уголь. Сегодня есть подвижки в решении этого вопроса, в частности в переходе энергетики региона на газ?

- Есть. И, на мой взгляд, можно даже говорить не только о подвижках, но и о настоящем прорыве.

Наша "стройка века" - газопровод Нюксеница - Архангельск - началась почти полтора десятка лет назад. За это время было проложено только 147 км трубы, до Вельска. А теперь мы намерены всего за два года пройти порядка 200 км, построив к тому же разводящие сети к городам и поселкам! И я с уверенностью могу сказать, что в 2007 году природный газ все-таки придет в дома жителей Плесецка и Мирного, где располагается космодром "Плесецк". Такие планы подтвердил на днях "Газпром".

Главным импульсом для решения этой задачи стало поручение президента России Владимира Путина, которое он дал правительству и "Газпрому" по результатам нашей рабочей встречи в июне нынешнего года. Готовясь к той встрече, я размышлял, по каким проблемам области следует обратиться за поддержкой к главе России. И при любом раскладе получалось, что проблема строительства газопровода - одна из самых-самых. Вопрос не то чтобы назрел - он перезрел. Ведь дело не только в долгострое. У нас одни из самых высоких на севере энерготарифы, что не только больно бьет по карману людей, но и тянет вниз предприятия, делает их неконкурентоспособными.

Я не ошибся, определяя приоритеты. В результате обращения к президенту Архангельская область попала в число тех регионов, где в течение трех лет будут решены вопросы газификации, на что планируется потратить 30 млрд рублей.

Недавно на встрече с председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером мы обсуждали вопрос ускорения строительства газопровода. Он подтвердил намерение компании активизировать эту стройку, с тем чтобы уже в 2007 году дойти до Плесецка. Сейчас мы совместно разрабатываем новые и корректируем уже имеющиеся технические документы на разводящие сети, поскольку при их готовности "Газпром" уже в следующем году увеличит финансирование в несколько раз.

Инфраструктура - ключевой вопрос, фундамент. Ее развитие обеспечит рост экономики региона на годы вперед, будет способствовать увеличению рабочих мест, доходов в бюджеты. И я рад, что за полтора года моей работы в должности губернатора Архангельской области удалось не только решить текущие, тактические вопросы, но и дать движение ряду стратегических направлений. Причем движение реальное, а не пиаровское, как это порой бывает.

- По другим направлениям подвижки тоже заметны?

- В строительстве жилья. Судите сами. Долгое время в области не строилось социальное жилье, хотя у нас в регионе ветхие и аварийные дома - проблема из проблем. Но в этом году, впервые за 15 лет, мы должны сдать социальное жилье в шести муниципальных образованиях, в следующем - в 14. И так далее, по нарастающей. Всего по области в 2004 году было сдано 90 тыс. кв. м жилья, в 2005-м мы планируем 140 тыс., в 2007-м - около 300 тыс., треть которых достанется очередникам.

Конечно, решение этой задачи требует огромных затрат и мы намерены привлекать финансирование из разных источников. Однако не меньшие усилия направлены и на организационную часть дела. Во-первых, подготовительный период в строительстве занимает долгое время: нужны документация, отводы и т.д. Во-вторых, должна быть готова переварить такие объемы и сама строительная отрасль, а она у нас за последние годы сократилась, как шагреневая кожа. Вот всем этим и приходится заниматься, быть, если хотите, толкачом вопроса.

Совершая поездки по муниципальным образованиям, я спрашиваю с особым пристрастием, как обстоят дела со строительством жилья. И только после этого некоторые главы, что называется, начинают "шуршать": разрабатывают муниципальные программы, согласовывают их с областной, готовят документы и пр. Но для того чтобы лед тронулся, потребовалось больше года. А нам нужна большая динамика в данном вопросе, я надеюсь на вертикальный взлет.

Такая надежда только окрепла, когда президент России определил национальные приоритеты. Среди них, как известно, - строительство жилья.

- Как складываются ваши отношения с федеральными органами власти?

- Конструктивно. Мы постоянно и активно работаем со всеми министерствами и ведомствами. Именно работаем: доказываем свои позиции, обосновываем их цифрами и фактами, а не плачемся министрам в жилетку. Эффективно, по-деловому, например, складываются отношения с главами Министерства транспорта и Российского дорожного агентства Игорем Левитиным и Олегом Белозеровым, которые бывали у нас в регионе и знают не понаслышке истинное положение в дорожной отрасли. Для области это очень существенно, потому что недостаточная развитость транспортной инфраструктуры является ее больным местом, а строительство и ремонт дорог - одним из приоритетных направлений работы власти.

Для развития транспортной инфраструктуры области немаловажен и тот факт, что я как губернатор вошел в состав Морской коллегии. Думаю, в этом назначении большую роль сыграло не только успешное проведение Морской коллегии год назад в Архангельске, но и последующая активная работа по отстаиванию интересов области в рамках деятельности этого совещательного органа при правительстве РФ.

Морская коллегия - очень серьезная федеральная площадка, на которой можно в комплексе решать как стратегические для страны вопросы, так и проблемы нашей области, омываемой несколькими арктическими морями и обладающей огромным водным ресурсом. На этой площадке тебя не только слушают, но и слышат. Приведу лишь один пример. Именно Морская коллегия помогла решить вопрос, который поднимался в нашей области несколько лет: были снижены железнодорожные тарифы на перевозку кузбасских углей через Архангельский порт, что позволит получить дополнительные объемы грузов.

И, наконец, считаю очень значимым для нашего региона недавнее решение президента России Владимира Путина о включении губернатора Архангельской области в состав президиума Государственного совета. Важно, что это произошло в тот период, когда рассматриваются основные финансовые документы страны и региона на 2006 год .

- Как идет формирование областного бюджета?

- Достаточно напряженно, поскольку у области снова из-за изменения законодательства есть выпадающие доходы. Но я считаю, что мы вместе с депутатами областного Собрания и главами муниципальных образований пройдем весь бюджетный процесс, как и в прошлом году, без сбоев и сумеем заложить в казну деньги не только на решение текущих проблем, но и на развитие региона. Большую поддержку в этом вопросе нам оказывает полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов.

- Недавно на совете глав субъектов СЗФО в Выборге Илья Клебанов заявил, что в тех регионах, где реформа местного самоуправления реализуется не должным образом, губернаторов могут "вынести на лопате". Вам это не грозит?

- Нет, не грозит. 2 октября у нас состоялись выборы в органы местного самоуправления. При явке почти 40% и достаточно низком уровне протестного голосования были избраны 201 глава муниципальных образований первого уровня и 1859 депутатов представительных органов. Вакантным осталось лишь одно место главы МО. Значит, жители области действительно верят в свои силы. А это очень важно для успешной реализации реформы местного самоуправления, призванной приблизить власть к людям.

В области для этого уже многое выполнено. Разработаны и приняты нормативные акты, определившие границы муниципальных образований, их статус, численность представительных органов первого созыва вновь образованных поселений. Решены другие вопросы организационного и правового характера. Такая работа не осталась без внимания полномочного представителя президента Ильи Клебанова, который отметил, что все предусмотренные законом мероприятия выполнены нашей областью в полном объеме и в установленный срок.

Но я прекрасно понимаю, что нельзя почивать на лаврах успешного проведения выборов. Многое еще предстоит сделать в оставшиеся до вступления в силу закона №131 месяцы. И прежде всего - завершить формирование финансовых и экономических основ вновь образованных МО. Думаю, что не менее значимой является и подготовка кадров, повышение квалификации муниципальных служащих.

В общем, органам власти разных уровней предстоит большая работа на весь срок адаптации новой муниципальной модели. И я не сомневаюсь, что такой труд обязательно принесет желанную для всех награду - значительно улучшит жизнь людей на местах, сделает ее благополучнее и комфортнее.

Интервью подготовила Мария Иванова

У семи нянек... Редакционная статья  »
Юридические статьи »
Читайте также